Воспитание играет огромную роль в формировании и становлении человеческого поведения. Сформированный взрослый человек прежде всего представляет собой зрелую личность, которая сложилась в результате обучения нормам, правилам, ценностям, которые приняты в качестве базисных или основных в том обществе, в котором мы живём.
Таким образом поведение человека представляет своего рода адаптацию его к раздражителям внешней среды, которая складывается таким образом чтобы человек мог адекватно оценивать и сознавать себя, свою личность, своё поведение в этом мире. Для того чтобы воспитание и становление личности происходило максимально эффективно общество создало целые социальные и социологические институты, благодаря которым с самых малых и ранних лет эти нормы, ценности и правила культивируются на тех уровнях, которые вполне доступны для осознания и понимания людей.
Нормы при помощи которых происходит регулирование человеческого поведение, разрабатываются и внедряются в социальные прослойки общества сначала осознанно, а затем всё больше механически, в чём то облегчая, а в чём то и значительно усложняя человеку жизнь. Так всегда происходит когда человек не идёт в ногу со временем и не открыт тем изменениям, которые приходит в его жизнь спонтанно и естественно. К примеру это происходило с христианским мировоззрением, которое с приходом современных научных концепций и догм стало малоэффективным для широкомасштабного воздействия на сознания людей. Хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что существуют определённые нормы и правила, которые касаются личной жизни и есть определённые нормы, которые относятся к общественной жизни и играют в ней важнейшую регулирующую и направляющую роль. Бывает конечно, что нормы, правила и догмы меняются и становятся из частных общими и из общих - частными, но это скорее единичные случаи.