Алешевские песни - это редкостное выражение любви к земле и людям, всей жизни, которая растет, расцветает, приносит плоды. В то же время они - лирическая исповедь, до предела откровенная, до предела искренняя, открывающая самые сокровенные уголки души Алеша. Эта исповедь имела широкое общественное и национальное значение, потому что была исповедью души народной, души, выросшей из народа и с народом связанной.
Алеш, как никто другой, знал чешскую землю, понимал чешский характер, до дна постигал глубину наших радостей и печалей, шуток и дум». Рассказав о содержании и структуре «Шпаличка», попробуем теперь, насколько это возможно, взглянуть на некоторые художественные особенности книги, на то, как практически решал Алеш трудную задачу слияния словесного текста и графического изображения, чего мы частично уже касались. Первое, что отличает подавляющее большинство рисунков-песен Алеша - это равноправность текстов и изображений, обретение ими новых качеств в результате происходящего между ними слияния. Слова песен, будучи нанесены на бумагу одним из выработанных художником письменных или «печатных» шрифтов, восходящих к традициям писмаков и древнечешской книжности, переставали быть просто текстом, а становились частью рисунка.
С другой стороны, иллюстрация к тексту, будучи тематически и композиционно связана с ним, становилась как бы его продолжением, следствием зрительного прочтения. Впрочем, говорить о том, рисунок ли продолжал текст или текст - рисунок, затруднительно. В большинстве случаев они представляют нерасторжимое единство, где ведущая роль все же принадлежит рисунку, и в этом, вероятно, надо видеть главную особенность «Шпаличка», обеспечивавшую ему успех. Таким путем иллюстрируя народную песню, Алеш удачно осуществлял синтез традиционного (использование многообразного опыта чешского народного творчества, оформления древних книг, лубочных изданий ярмарочных песен и т. д.) и новаторского (навыки профессионального художника-графика, индивидуальная фантазия и выдумка, новые приемы иллюстрирования, оригинальные шрифтовые и орнаментальные решения и т. д.), образов словесных и графических. В соединении слова и изображения, помимо темы и композиции, немалую роль играли и другие моменты.