Эпохи
------------------------------------------
Быстрый поиск
------------------------------------------
Культурология
------------------------------------------
------------------------------------------
Разное
------------------------------------------
|
|
|
Перелистывая страницы удивительной книги рисунков-песен, мы, словно повернув колесо времени, оказываемся в чешской деревне конца XVIII - начала XIX в. Более того, рисунки художника позволяют увидеть то, что не всегда было видно современникам. Без преувеличений можно сказать, что Алеш дал единственную в своем роде графическую интерпретацию народных песен, найдя и выработав для этого специальный высокохудожественный и в то же время соответствующий всему духу народной песни единый изобразительный стиль. «Шпаличек» представляет собою редкий пример синтеза изобразительного и словесного искусств, их гармонического согласования и органического единства. Ни песенные тексты, ни рисунки Алеша, взятые в отдельности, не имели бы такой огромной силы воздействия на читателей и зрителей, которой они обладают в своей неразрывной совокупности. Эффективность идейно-эмоционального воздействия народных песен, получивших свое адекватное раскрытие в графических изображениях, значительно усилилась и углубилась. Благодаря Алешу мы по новому читаем и чувственно воспринимаем их содержание, видим в них гораздо больше, чем раньше. Да, читаем. Здесь нет оговорки. К рисункам Алеша это слово применимо так же, как и к песенным текстам.
Нам не кажется, что если рисунок или картина читаются, то это обязательно плохо и не совместимо с искусством. Что же касается иллюстраций, то в прочтении - одна из основ их функционального назначения. Однако возможностью зрительного прочтения значение рисунков Алеша к народным песням, конечно, не исчерпывается. В них запечатлена специфическая жизнь, быт, пейзажи, этнографические реалии, вкусы времени, характер взаимоотношений людей и т. д. В этом смысле они представляются богатейшим, прямо-таки энциклопедическим источником материалов, относящихся к истории жизни чешского крестьянства. И последнее, что необходимо еще раз отметить. «Шпаличск» - это не просто огромная панорама народной жизни. Как уже отмечалось, родившийся в деревне художник видел ее так, как видели ее сами крестьяне. Их духовный мир, мораль, этика, интересы и чаяния обусловливали ту демократическую общественную позицию художника, которая так отчетливо проявилась в «Шпаличке». |
23-04-2010, 13:42 |
Тоже интересно: Диалог религии и философии Древний Египет имеет прекрасную, старинную, самобытную культуру. Культурные нормы и идеалы Формируем человеческое поведение Что такое культурные ценности? Культура: развитие и эволюция
|
|
|