Многие страны знамениты на весь мир произведениями искусства мастеров различных ремесел. Масса городов прославлена жизнью и творчеством художников, поэтов, композиторов или архитекторов, которые в них жили или творили. Но принести известность тому или иному государству могут не только монументальные сооружения. Сделать это могут, например, и шедевры текстильного производства.
Венецианские кружева получили широкую известность и популярность с древних времен, сначала в Европе, а затем и во всем мире. Искусство изготовления кружевных изделий стали перенимать и во многих других странах, привнося свои неповторимые нотки в технику плетения кружев. Кружева Венеции, Ирландии, России отличаются неповторимостью узоров, характерной только для данного вида кружева, и техникой исполнения. И вот теперь хочется уделить немного внимания не менее знаменитым кружевам, родина которых - Бельгия, а точнее, город Брюгге.
В основе техники плетения брюггских кружев лежит фламандская техника. Результаты последней, благодаря их красоте и изяществу, сравнивались с драгоценными украшениями. Брюггское кружево является имитацией кружев, плетущихся коклюшками. Но для изготовления брюггских кружев применяется крючок. Изначально кружевами украшали элементы интерьера: наволочки подушек, покрывала и простыни в богатых домах, скатерти или шторы. Однако со временем красота и тонкость работы покорили сердца модников. Брюггские кружева стали обязательной частью одежды богатого сословия страны и символизировали не только роскошь и достаток, но и определенное положение человека в обществе. Ведь кружево считали роскошью.
Секрет брюггского кружева в тесемочках, которые соединяются при помощи крючка небольшими цепочками воздушных петель, превращаясь в неповторимые узоры. Это точные копии узоров, сплетенных при помощи коклюшек.
Широкую известность брюггские кружева получили еще в шестнадцатом веке. В то время Западная Фландрия являлась частью богатого и процветающего королевства Нидерланды, которое во время пребывания на престоле Филиппа II занимало ведущую позицию в Испанской Империи. Страна получала большие дивиденды от торговли и колоний, что стало причиной процветания искусства и ремесел. Сыграл свою положительную роль и характер нидерландцев, которые по натуре своей - веселый и жизнерадостный народ, умеющий ценить все прекрасное и, естественно, красивую одежду. В это время уже существовало порядка 1500 тысяч разновидностей кружева, для выполнения которых применяли не только хлопковую нить, но и шелк, золото и серебро. Традиции выполнения узоров кружева передавались от поколения к поколению. Мастерство постоянно совершенствовалось. Несмотря на то что традиция плетения кружев на коклюшках не принадлежит Нидерландам, для постоянно растущего рынка кружева изготавливали и в традиционной технике (на коклюшках), и при помощи вязального крючка. Однако у кружев практически всех стран есть венецианские корни.
И все-таки и плетение кружев на коклюшках, и изготовление брюггских кружев, выполняемых крючком, стало традиционным народным искусством Бельгии. Мастерство бельгийских умельцев кружевного дела совершенствовалось из года в год. Уже в середине семнадцатого века разнообразие кружевных узоров пополнили цветочные мотивы, изображения животных и птиц. А есть и полотна, на которых изображены целые композиции или ажурные вазоны с невероятной красоты цветами.
Брюггские кружева нашли свое применение и в современной модной индустрии. Наряду с отделкой домашнего текстиля модницы с удовольствием носят одежду с элементами кружева, причем не только в праздничные дни, когда надевают национальные костюмы, но и в повседневной жизни. Ведь всегда можно создать интересный наряд из кружевной кофточки и легкой юбки, или заменить юбку джинсами.