Терракота – изготовление изделий из обожженной глины, которое известно в Индии с далеких времен, а точнее, еще с третьего тысячелетия до нашей эры. Это народное искусство, благодаря которому на свет из рук мастера выходят не только предметы домашнего обихода, украшения и игрушки, но и невероятные по своей красоте религиозные символы и изображения богов.
Самой любимой темой мастеров керамики в Индии вот уже на протяжении тысячелетий является изображение богини-матери. В разных провинциях ее называют по-разному: Амма, Ма, Мата. Традиции изображения богини-матери уходят в глубину столетий. Многие народности, населяющие Индию, по-своему видят образ богини-матери. Но есть черты и особенности изображения, которые являются общими для всех народов страны в отношении образа богини-матери – олицетворение материнства и земного достатка. Богиня-мать покровительствует всем матерям, всему живому в растительном и животном мире. Богиня-мать считается покровительницей беременных женщин и младенцев, исцеляет от болезней и отводит несчастья. Образ богини-матери оброс всевозможными мифами и обрядами поклонения.
Во время празднования в честь богини-матери храмы и святилища заполняются небольшими, красиво украшенными фигурками с ее изображением или ритуальными подношениями в ее честь. Глина – материал недолговечный. Небольшие ритуальные фигурки не предназначены для долгого хранения и поклонения. По окончании празднования фигурки богини опускают в воду, источник жизни (реки, озера, море), кладут под дерево или относят в специально отведенное для них место.
Археологи находят фигурки богини-матери, которые относятся к разным годам и исторически эпохам Индии. Однако, как древние, так и более современные фигурки объединены характерными чертами, говорящими о том, что это богиня-мать – символ плодородия и материнства. У всех статуэток исключительно женственные формы: высоко поднятая изящно очерченная грудь, округлившийся животик беременной женщины с четко выраженным пупком, округлыми бедрами, а часто и откровенно вычерченными гениталиями. Истинно индийская особенность – обильное украшение фигурок.
При проведении магических религиозных обрядов богиню-мать часто изображают в виде горшка – вместилища, женского чрева. На севере Индии сохранились древние изображения богини-матери. Так вот, у некоторых таких фигурок часть тела (голова, живот) изображена в виде горшка. В современных творениях мастеров тоже есть ассоциация богини-матери с горшком (на западе Индии). А в восточных провинциях в виде горшка изображают богиню-змею Манаса-гату.
Самые древние изображения богини-матери, причем, как статуэтки, так и настенные изображения, относятся к бронзовому веку, когда патриархальная индоарийская культура еще не была сформирована. Первые обряды поклонения богине-матери совершались в местах оседлого проживания земледельцев культур Купли, Зхоб, Кветы, на современной территории Пакистана в долине реки Инд. Найденные образцы представляют собой примитивно изготовленные фигурки с грубо налепленными частями тела. В культуре Купли фигурки изображались до пояса. Фигурки, найденные в долине Инда, выполнены в полный рост, но ножки у них коротенькие и толстые, на голове вероподобный убор, а в руках рог и чаша. В долине Зхоб лик богини-матери изображали грозным: клювоподобный нос, на голову наброшен капюшон, тяжелые массивные ожерелья грубыми рядами лежат на шее. Позднее именно такой изображали грозную богиню Кали-Ма, которую считали еще и покровительницей подземного царства и хранительницей всех погребенных.
В индской цивилизации примерно 2300-1700 лет до н. э. уже четко выделялась городская культура с богатыми традициями и письменностью на фоне сельской основы. А огромное количество разнообразных статуэток богини-матери говорит о том, что культ поклонения этой богине в далекие времена занимал особое место в общественном строе. Большинство религиозных и художественных особенностей этого времени поразительно напоминают творения мастеров средневековья и современности. В настоящее время фигурки из Бенгалии или из Ассама с лицами, похожими на птичьи, имеют поразительное сходство с фигурками богини-матери из долины Купли, хотя эти исторически отделенные друг от друга территории абсолютно ничего не связывает.
Интересно, что в харапской культуре (сейчас это Лотхал, Калибанган, Суркотода) фигурок, изображающих богиню-мать, встречается гораздо меньше, чем в поселениях долины Инда. А те изображения, которые удалось найти, имеют существенные отличия. Например, фигурки периода упадка цивилизации Индов (1700 г. до н. э.) отличаются лицами круглой формы, короткими и толстыми ногами и руками и полным отсутствием украшений. А статуэтки из Билвали (прим. 1700-1200 лет до н. э.) напоминают скрипку изяществом форм. Это делает их немного похожими на изображения Великой Матери на Кикладских островах. Изображения богини-матери из Навдатоли и Навасы (1300-1000 лет до н.э.), вылепленные из глины и помещенные на кувшины, говорят о покровительстве богини плодородия. У навасских фигурок нет голов и украшений, зато четко выделен пупок внушительных размеров – символ плодовитости. Есть статуэтки, принадлежащие культуре Декана I - III веков н. э., в которых богиня-мать изображена верхом на буйволе. Эти старинные изображения также напоминают и те изображения обнаженной богини с буйволом, которые были найдены при Махараштре, Бхинмале, Вадгаоне и в южной части Раджастана.