В культуре любого народа есть обряды и традиции, по которым читается культура, верования, жизненные циклы и представления о жизни. В большинстве культур обряды родителей стоят на страже отношений между поколениями и являются одним из рычагов стабильности общества.
В культуре калмыцкого народа ценности единства поколений находятся под охраной различных символов. Понимание этого основано на многовековом жизненном опыте и наблюдениях, которые проводятся в течение всей жизни с самого рождения. Особая роль отводится оберегам детей. В далеком прошлом у наших предков было много поверий и оберегов, которые начинали охранять ребенка практически с момента зачатия. Потому что считалось, что ребенок уже в утробе матери имеет тесную связь с внешним миром. Беременная женщина должна была свято соблюдать все запреты, например, не ходить на похороны. Не покидать дом с наступлением темноты, не поднимать руки над головой, не переступать через веревку, не вязать узлы. Предполагалось, что все статьи, попавшие под запрет, могли навредить здоровью беременной женщины.
Существовала традиция, по которой обязательным подарком на празднике рождения ребенка был молодняк скота, причем разных видов. Такой подарок являлся для новорожденного залогом будущего процветания во взрослой жизни. Если рождался мальчик, для него сразу готовили оберег на всю жизнь. Для этого отваривали заднюю баранью ногу, снимали с нее все мясо. Старожилы над костью читали йорял, после чего кость хранилась в специальном сундуке или семейном алтаре. Если в роду часто умирали маленькие дети или новорожденные, то совершалось жертвоприношение. Огню придавали тело животного, а его берцовая кость после пожарища хранилась в доме как детский оберег.
Случалось так, что ребенок во время родов появлялся на свет в «рубашке», внутриутробной пленке. Калмыки считают это особой удачей. Пленку аккуратно снимали с ребенка, высушивали, оборачивали в ткань, а затем делали из нее оберег. А пленка, которая была на голове, впоследствии использовалась в качестве лекарства. Из отпавшей пуповины тоже делали личные обереги.
Калмыки переняли из Буддизма традицию изготовления талисмана «бу», составленного в соответствие с астрологическими показателями. Этот оберег готовил для ребенка священник. Листок, исписанный молитвами, складывали в несколько раз до маленького аккуратного свертка, который туго обматывали кожей или тканью. Затем священник читал молитвы над ребенком, омывал его свяченой водой и надевал амулет на шею. Амулет «бу» носили на протяжении всей жизни. Он был призван защищать от любых несчастий.
Обереги изготавливали из первых волосков новорожденного. Матери собирали выпавшие после расчесывания волоски, складывали их в тканевый мешочек, а затем пришивали его к одежде ребенка на уровне шеи. Если ребенок был слабым и болезненным, то не ждали, когда волоски насобираются после расчесывания. Срезали небольшую прядку и выполняли стандартную процедуру приготовлении амулета. Ребенок должен был носить рубашечку с оберегом, пока он из нее не вырастет. После того как ребенку исполнялся год, в качестве оберегов на его одежду под ворот пришивали косточки из запястий зайцев, маленькие кусочки шкурок хорька, коготки хищных птиц. Детям постарше, примерно трех-четырех лет, готовили обереги и амулеты из костей, которые при ходьбе ребенка издавали шум. Именно грохот этих костей, по поверью, отпугивал злые силы. Также запрещалось шить детям одежду из шкур животных, так как считалось, что животные могут наброситься на ребенка.
У калмыков есть поверье, согласно которому судьба человека решается в момент, когда ему дают имя. Если новорожденные ребенок заболевал, то считали, что имя ребенка не совпало с направлениями судьбы, и его нужно было немедленно сменить. Существовала традиция, по которой при высокой детской смертности в семье новорожденные получали имя-оберег. Такое имя имело отрицательное или иносказательное значение, а иногда обозначало животное. Родители вдавались в такие хитрости, чтобы злые силы не могли подобраться к ребенку через имя.
Существовало у калмыков и такое поверье, согласно которому новорожденного ребенка выкладывали в колыбель, только после того как ему исполнится месяц от роду и будет проведен обряд наречения имени. В колыбели малыш находился, до того времени пока не начинал ходить самостоятельно. Пока ребенок лежит в колыбели, он находится под защитой самых разных оберегов, среди которых особое место занимает кнут отца. Считалось, что темные силы побоятся именно отцовского кнута, и не посмеют приблизиться к ребенку. Такую же задачу выполняли и ножи или ножницы.
В современной жизни калмыков обереги занимают отдельное место. Появились обереги, виды и формы которых заимствованы из других культур. До сегодняшних дней сохранилась традиция ношения «бу». Вот только листочек с молитвами теперь заворачивают не в ткань или кожу, а помешают в серебряный медальон с красивой резьбой. Точно так же в медальоны и разные амулеты вкладывают прядь первых волос или кусочек высушенной пуповины. К ребенку в кроватку под матрас подкладывают острые предметы, нож или ножницы. Пристегивают булавку от злого глаза к изнаночной стороне одежды ниже пупка. В Калмыкии до сих пор сохранилась традиция смены имени ребенку, если он слабый и часто болеет. Вот какая тесная связь традиций, обычаев и поверий с жизнью человека просматривается здесь.