Разделы


Rambler's Top100

    Уровни функционирования политической идеологии и принципы ее организации

    Поскольку политическая идеология представляет собой духовное образо­вание, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения граж­дан, необходимо различать следующие уровни ее функциониро­вания:

    • теоретико-концептуальный;
    • программно-политический;
    • мотивационно-практический.

    На теоретико-концептуальном уровне формулируются ос­новные положения, в которых дается оценка места определенной социальной группы в системе, прежде всего, политических отношений, теоретически обосновываются ее притязания на изменение (сохранение) данной системы власти, раскрываются ее ценности, идеалы и принципы.

    На программно-политическом уровне социально-философ­ские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нор­мативную основу для принятия управленческих решений и сти­мулирования политического поведения граждан. Это этап, в ходе которого происходит переход теории «в массы» и решается задача приобретения как можно большего числа последователей, осуществляется «массовизация», «дешифровка» концептуального «видения ситуации», обозначается «враг», указываются противоречия, определяются цели социальной груп­пы и средства их достижения (формы деятельности или «борьбы»), уточняются союзники, сроки, этапы. Без надлежащей организации и обеспечения этого «процесса перехода» теория может остаться в «сверну­том» виде, как факт лишь индивидуального (сектантского) сознания, те­ряя всякие перспективы для расширения сферы действия, подвергаясь опасности эрозии и существования вообще.

    Для политической идеологии, претендующей на практическую реализацию, это вопрос жизни и смерти. Становясь более «доступной» и массовой, расширяя сферу своего влияния, социально-политическая теория переходит с уровня «индиви­дуального существования», как творческого произведения, «слетевшего с пера» теоретика, к существованию и конституированию себя в качестве политической идеологии как факта массового политического сознания. Это проявляется в ее общественной (групповой) поддержке, в создании соответствующих политических институтов – движений, организаций, партий, государства, в рамках которых осуществляется политическая дея­тельность.

    Получая групповую поддержку, становясь массовой, полити­ческая идеология переходит на следующий, актуальный уровень, в сферу мотивации практической деятельности и поведения индивида (группы). На этом, мотивационно-практическом уровне решается задача мобилизации и организации масс на активное участие в политической деятельности. Обращаясь непосредственно к массам и ориентируя их на осуществление поставленных (программных) целей, идеология мотивиру­ет определенные действия, организуя и легитимируя их.

    С этой позиции политическую идеологию часто рассматривают как «систему идей, ценно­стей, норм, побуждений, стимулирующую и направляющую деятельность в области изменения (сохранения) системы властных отношений в кон­кретном обществе, государстве» (Т. Парсонс, Р. Луман, О. Лемберг), и как одно из важных средств (каналов) политической социализации. Послед­няя, сопровождая человека всю его сознательную жизнь как процесс по­степенного вхождения индивида в систему политических отношений и усвоения им определенных политических ценностей, норм, традиций, обеспечивает их переход во «внутренние» политические установки и убе­ждения индивида и группы.

    Функция политической социализации – одна из самых важных функций любой политической идеологии, претендую­щей на практическую реализацию своих представлений о должном для данной социальной группы месте в системе политической власти, полити­ческом устройстве общества, государства.

    Важным условием эффективности политической идеологии, массо­вости сторонников, устойчивости и длительности ее существования явля­ется наличие специфических внутренних принципов организации (созда­ния и распространения) идеологии. Для нее главным является не просто создание некоего «политического идеала», отвечающего интересам кон­кретной социальной группы, а его сакрализация (обожествление) в каче­стве «единственно возможного» и «подлинно истинного». Это достигается с помощью ряда операций (принципов):

    1) включение «идеала власти» в структуру общечеловеческих цен­ностей в форме: а) редукции – сведения сакрализуемых политических ценностей к групповым или индивидуальным; б) апологетики – представления индивидуального, группового интереса как общечеловеческого;

    2) перманентное (скрытое или открытое) воспроизведение «политического идеала» и присущих ему качеств, характеристик как жизненно важных и, самое главное, практически значимых для индивида, группы при изменении (сохранении) своего положения (статуса) в системе власти и во всей совокупности общественных отношений;

    3) разделение социальных субъектов на «своих» и «врагов», условий изменения (сохранения) своего статуса на «положительные», «благо­приятные», «хорошие» и «плохие»;

    4) функционирование и использование особого языка и его форм: упрощение основных положений концепции, теории; применение ключе­вых слов и словосочетаний, обрядов и ритуалов, лозунгов, знаков-символов, священных трудов и откровений отцов-основателей. В качестве сакрализуемого объекта могут выступать: а) раса, класс, государство, пар­тия, вождь, избранный народ как подлинные и истинные субъекты власти; б) «идеальный» тип устройства власти – форма правления, политический режим; в) конкретный путь изменения (сохранения) системы политиче­ских отношений в обществе, государстве (выборы, восстание, граждан­ская война, революция и т. д.).

    Похожие статьи

    Метки: , , , , , , ,


Учебно-методический проект "Хрестоматия по культурологии"
Все права защищены. © 2013