Разделы


Rambler's Top100

    Сущность и функции политической идеологии

    Политическая идеология представля­ет собой одну из наиболее влиятель­ных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений. Со времени появления соответствующего термина (его ввел в XVIII в. французский ученый А. де Траси) в науке сложились различные взгляды на это духовное явление.

    Один из основных подходов к анализу сущности, содержания, роли и функций идеологии в общественной жизни имеет своей основой взгляды философов французско­го Просвещения – Д. Дидро, П. Гольбаха, К Гельвеция и др. «Идеи правят миром!» – именно это положение определяло статус идеологии как: 1) научного знания («науки об идеях» – А. де Траси) о «правильных» потреб­ностях и идеях и «правильном», должном, соответствующем «естествен­ным» человеческим потребностям устройстве общества; 2) главного фак­тора общественного развития и прогресса.

    Идеология рассматривалась просветителями, наряду с геометрией, физикой, математикой, зоологией и т. д., в качестве научной дисциплины, противостоящей невежеству, «ложным», не соответствующим «человече­ской природе» взглядам и идеям, назначение которой – сыграть главную роль в построении «нового общества». Именно идеология в качестве нау­ки, осуществляющей познавательную функцию, закладывает основы бу­дущих «правильных законов» общества (государства), в основе которых должны лежать «естественные потребности» человека в справедливости, любви, безопасности, порядке и т.д.

    В дальнейшем эта позиция послужила формированию «нейтраль­ной» концепции идеологии, согласно которой она представляет собой более или менее систематизированную совокупность идей, оценок людьми (индивидами, группами) своего положения в обществе и пу­тей, средств его изменения (сохранения). В этом случае она может вы­ступать в разных формах: экономической, политической, социокультур­ной идеологии. Признание же просветителями особой роли идеологии в детерминации общественной деятельности получило в дальнейшем свое развитие, прежде всего, в рамках мировоззренческих ориентиров полити­ческого волюнтаризма и идеократических концепций государства.

    Типичным примером такого подхода к идеологии и идеологической практике явилась ленинская концепция «научной идеологии». В. И. Ле­нин, как, впрочем, и его многие политические последователи, рассматривали идеологию как главное условие эффективности практической рево­люционной деятельности. При этом идеология в ленинизме фактически сводилась к политической форме существования и выступала в качестве главного инструмента в борьбе за власть, основного организационного орудия, обеспечивающего эффективное функционирование «социалисти­ческого государства».

    Второе («негативистское») направление в исследовании идеологии многие политологи связывают с именем Ф. Бэкона и его учением об «идо­лах», мешающих научному познанию. В качестве наиболее видных пред­ставителей этого подхода называют имена К. Маркса, М. Вебера, К. Мангейма, К. Поппера и др. Они рассматривали идеологию в двух основных аспектах: 1) как «спекулятивный», «ненаучный» метод познания, в основе которого лежит «абстрактное конструирование» будущего и его догматизация в качестве единственно истинного; 2) как элемент общественного сознания, оказывающий, в той или иной мере, влияние на деятельность и поведение индивидов, групп в обществе. При этом за идеологией призна­валась значительная роль, которую она играет в детерминации поведения индивидов и социальных групп, их практической деятельности, но одновременно отрицалось представление о ней как главном факторе функцио­нирования и развития общества.

    Противоположность двух подходов к идеологии проявляется до сих пор в различном понимании сущности такого ее важнейшего вида, как политическая идеология.

    Если В.И. Ленин отождествлял идеологию с классовым сознанием, а его, в свою очередь, с политической идеологией, то сторонники другого подхода считали, что политическое содержание, играющее важную роль в структуре идеологии, не исчерпывает многообразия всех ее форм. Классовое – это всегда политическое, т. е. связанное с интересами определенных групп по изменению своего места в системе отношений собственно­сти, распределения, обмена и власти. Но политические интересы и дейст­вия нельзя отождествлять исключительно с классовыми интересами и классовыми конфликтами.

    Любая социальная группа («класс», слой, нация, религиозная кон­фессия, социально-демографическая группа, «группы интересов» вплоть до организованной преступности) постоянно стремится к изменению или сохранению своего положения в системе многообразных общественных связей и отношений. Возможность этого обусловлена: 1) местом каждой группы по отношению к другим группам (социально-экономическая ие­рархия, прежде всего – отношения собственности, распределения, обме­на); 2) местом в системе власти.

    В любом случае, для сохранения или изменения своего места в сис­теме общественных отношений необходимо использование определенных средств как материального, так и духовного порядка. Среди последних большую роль играет политическая идеология.

    Это подтверждается всей историей человечества, которая предстает как поле постоянной политической борьбы, в которой проявляются кон­фликты материальных (прежде всего – экономических) интересов, разре­шение которых происходит в форме борьбы за власть. При этом группы, участвующие в этих конфликтах, действуют не бессознательно, они вдох­новляются определенными социально-политическими теориями, доктри­нами, концепциями об идеальном, с их точки зрения, устройстве общест­ва, государства, власти, о формах правления, типе политического режима, административно-территориальном устройстве, правах и обязанностях «верхов» и «низов».

    Признанным фактом является и то, что содержание идеологии не сводится исключительно к политической «составляющей». В нее в качестве элементов, хотя и «подчиненных», входят и определенные моральные ценности, правовые и экономические идеи, через призму кото­рых происходит соответствующая оценка политической системы как «аморальной» или «справедливой», «законной» или «не правовой», «экономически эффективной» или «неэффективной» и т. д. То же самое отно­сится ко всем другим формам идеологии.

    Тем не менее, политическая идеология обладает ясно выраженной спецификой – это более или менее систематизированная совокупность идей, концепций, взглядов, в которых социальные субъекты оцени­вают систему властных (политических) отношений и свое место в ней, средства, способы ее изменения (сохранения).

    Большинство ученых трактуют политическую идео­логию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добиваю­щуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Следовательно, политическая идео­логия – это разновидность корпоративного сознания, отражаю­щая сугубо групповую точку зрения на ход политического и соци­ального развития, отличающаяся склонностью к духовному экс­пансионизму.

    Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики поведения последней зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интере­сов. Однако реальная роль политической идеологии в отношени­ях власти зависит от характера овладения ею общественным со­знанием.

    Основными функциями политической идео­логии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распро­странять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько доби­ваться целенаправленных действий граждан во исполнение по­ставленных ею задач.

    С точки зрения политических функций идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов ка­кой-нибудь определенной социальной (национальной, религиоз­ной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма). При этом помимо рациональных, нередко теорети­чески обоснованных положений любая идеология предполагает некую дистанцированность от действительности, исповедует те цели и идеалы, которые людям предлагается воспринимать на веру. В меньшей степени таким налетом верований обладает офици­альная идеология, направляющая реальный курс государственной политики и потому в основном приукрашивающая действитель­ность. Особой же предрасположенностью к утопизму обладают идеологии оппозиционных сил, как правило ожидающие от власти значительно большего, чем она может дать, и стремящиеся с по­мощью красивого идеала привлечь к себе массы сторонников.

    Похожие статьи

    Метки: , , , , , , ,


Учебно-методический проект "Хрестоматия по культурологии"
Все права защищены. © 2013