Эпохи
------------------------------------------

Быстрый поиск
------------------------------------------
     

Культурология
------------------------------------------

------------------------------------------

Разное
------------------------------------------
    Интересные ресурсы
    Интересные статьи
    Контакты
    Американские сигареты вред курения самые вредные сигареты.

    Rambler's Top100



 Интересное из истории итальянской майолики

Историю итальянской майолики невозможно описать в одной небольшой статье. Она насчитывает многие века, различные направления и стили, знаменита огромным количеством мастеров, которые работали в своей уникальной технике. Поэтому мы возьмем на себя смелость познакомить читателей только с некоторыми, наиболее интересными и значимыми событиями в истории существования итальянской майолики.

Под понятием «майолика» подразумевали изделия их фаянса, вывозимые в XV веке из Испании в Италию, что засвидетельствовано в многочисленных исторических документах, дошедших до нашего времени. Например, в 1455 году венецианский сенат подписал декрет, в рамках которого запрещалось ввозить в Венецианскую республику любую глиняную посуду, кроме фаянсов из Валенсии. Наверно в те времена валенсийские фаянсы имели большое значение для Венецианского государства, что об этом было сказано в отдельном декрете. Более того, данный декрет был призван защитить интересы собственных промышленников. Однако в нем и содержался особый пункт, который гласил, что фаянсы Валенсии считаются произведениями искусства, и их ввоз не может негативно сказаться на интересах венецианских мастеров, деятельность которых сводится исключительно к изготовлению посуды для домашних нужд. И документов подобного рода, в которых прописаны разрешения, запреты или механизмы регулирования ввоза майолики, сохранилось достаточное количество.

Особенно можно выделить постановление от 1476 года города Сиены, в котором говорится, что от пошлин могут быть освобождены только те испанские изделия из фаянса, на которых красуется герб любой из знатных сиенских фамилий. Смысл данного постановления прост: посуда с изображением фамильных гербов не может быть предметом дальнейшей торговли. Также данное постановление говорит о том, что богатыми итальянскими семьями заказывалось огромное количество майолики, что пришлось издать специальный указ, который бы регулировал эти потоки. Все эти указы и декреты свидетельствуют о том, что в Италию в огромных количествах ввозились изделия из фаянса. Немалое количество находок испано-мавританской керамики было обнаружено именно на территории Италии.

С XVI века «майоликой» стали называть и итальянские фаянсы, а с течением времени этим названием стали называть любые фаянсы.

Само же слово «майолика» произошло от названия одного из Балеарских островов Майорка, который расположен как раз на морском пути в Италию из Валенсии. Изначально на итальянском языке название звучало как «майорика», но со временем мягкий итальянский выговор победил, и название «майолика» с XIV века дошло до наших дней.

Как так получилось, что изделия из фаянса, производимые в Испании, и перевозимые в Италию, получили название от острова, на первый взгляд, не имеющего отношения к данному делу?

Естественно, может возникнуть предположение, что майолика, исходя из названия, производилась на острове Майорка. Однако нет ни одного исторического источника, в котором бы сообщалось, что хотя бы на одном из Балеарских островов была развернута фаянсовая мануфактура. Вместе с тем, в 1861 году Давилье, отец литературы об истории испано-мавританской керамики, привел в пользу данной гипотезы несколько убедительных фактов, которые подтверждают существование на Балеарских островах фабрик по производству фаянсов. Однако в 1875 году испанский писатель Кампанер с треском опроверг все доводы Давилье. Но, вместе с тем, корабли именно Балеарской флотилии привозили майолику в Италию.

Справедливости ради, следует отметить, что в те далекие времена товарам приписывалось название не по месту их производства, а по пути их следования. Или по названию их перевозчика. Например, в средние века Дамаск был крупным центром международной торговли, и многие товары называли «дамасскими», хотя на самом деле они производились в совершенно других городах и даже странах.

Однако точная дата и место рождения итальянской майолики скрыты во мраке веков, и современные исследователи до сих пор не могут приоткрыть завесу тайны. Например, как свидетельствует Вазари, скульптор Лука дела-Роббиа, уроженец Флоренции, стал родоначальником непрозрачной оловянной, молочно-белой глазури, и умер в 1482 году. Но о Вазари нельзя говорить как о надежном источнике из-за его склонности увлечения личностями, в пользу которых он мог сделать то или иное историческое заключение. Для того чтобы добиться большего драматизма и эффекта в изложении фактов, Вазари любое открытие или нововведение старался связать с каким-нибудь знаменитым историческим именем.

Лука дела-Роббиа и его последователи Джованни и Андреа дела-Роббиа действительно придавали своим терракотовым скульптурам законченный вид непрозрачными окрашенными в различные цвета поливами. И их произведения являются настоящими фаянсами, или майоликами. Но это еще не свидетельствует о том, что именно делла-Робиа принадлежит первенство изготовления декоративных поливов.

Кстати, семейство делла-Робиа никогда не изготавливало посуду. Исключение составляли только огромные декоративные вазы для алтарей.

Ярким примером несовершенства исторических свидетельствований Вазари является тот факт, что во время раскопок в Фаэнце была найдена молочная кружка, выполненная в майолике. На ней красовался герб Astorgio Manfredi, который владел Фаэнцами в 1373-1405 годах. Так что, Лука делла-Роббиа не может быть родоначальником изготовления непрозрачной поливы, поскольку изделия, выполненные с применением подобной техники, существовали задолго до того, как он начал творить. Но при этом Лука делла-Роббиа все равно вошел в историю как изобретатель. Именно ему принадлежит разработка техники майолики в изготовлении сосудов, а также в большой фигурной скульптуре.

С точки зрения искусства, совершенно не важно, когда в истории зародилось изготовление непрозрачной поливы. Важным является тот факт, что именно эта технология легла в основу создания настоящих шедевров искусства. Ведь итальянская майолика зародилась и развивалась не благодаря техническому прогрессу. Существует много исторических доказательств того, что при использовании примитивных технологий мастера создавали замечательные и неповторимые произведения, художественную ценность которых невозможно оценить, а с приходом современных технологических средств многие секреты мастерства отходили на второй план и терялись в веках, что вызывало упадок или исчезновение отрасли.

Итак, вопрос «когда?» можно считать более или менее понятным. А вот «откуда?» итальянские мастера майолики открыли для себя непрозрачные глазури? Ответ лежит на поверхности, искать его в толще веков не нужно. Само название «майолика» из Испании. Майолика пользовалась огромным спросом у жителей Италии, а ввоз ее был регламентирован, поэтому любители прекрасного были заинтересованы в производстве майолики в собственной стране. С этой целью мастера керамических и фаянсовых дел Италии ездили учиться к испанским мастерам. Так, есть историческое свидетельство того, что в 1514 году итальянский мастер Galgano di Belforte вернулся в родную Сиену из Валенсии, где он постигал искусство изготовления фаянса.

2-06-2015, 22:38
Тоже интересно:
Федоскинская живопись
Мате – одна из полезных традиций Южной Америки
Шотландия: праздник Бельтайн у кельтов
Культ света в Японии
Джек-фонарь: легенда, ставшая праздником
Интересные обычаи и традиции в воспитании детей в странах Африки

Генеральный спонсор ресурса:
Учебно-методический проект "Хрестоматия по культурологии" при МГУ им.Ломоносова
Все права защищены. © 2009 Наши награды