В календарном году кельтов есть два важных праздника, которые, словно делят год на две равные части. Первый праздник Бельтайн. Его отмечают в ночь на первое мая. А второй праздник – Самайн, который наступает в ночь на первое ноября. Эти праздники имели особое значение в жизни скотоводов. Стало традицией в первый день после Бельтайна выгонять стада на весенние пастбища с первой сочной травой. А к первому ноября скотоводческий сезон вступал в новую стадию: к этому времени нужно было вернуть все стада с пастбищ в хлева, и успеть до первых холодов.
Еще с незапамятных времен обряды, проводимые во время этих праздников, во многом совпадали, потому что у праздников общая идеология. Проведение всех обрядов было обращено к божествам. Люди просили у высших сил защиты, покровительства, здоровья и сохранения их самого главного богатства – скота и посевов. Главным ритуалом Бельтайна и Самайна является огромный костер. Жители селений разводили с наступлением сумерек костры на вершинах гор или на открытых холмах вблизи селений.
До наших дней сохранились древние письмена, в которых говорилось об обрядах разведения костров в Бельтайн и Самайн – это часть языческих вероисповеданий древних кельтов, которые поклонялись Солнцу. Есть такое описание обряда в древних источниках: накануне первого мая все жители селения, от мала до велика, собирали хворост и крупные ветки для праздничного костра. Но для священного кострища подходили ветки не каждого дерева: выбирали только деревья особых пород. В праздник разводили одновременно два костра. Поэтому и место на вершине холма готовили просторное, вокруг будущих костров на безопасном для людей расстоянии выкапывали специальный ров. В этот ров по кругу, как перед очагом, усаживались все жители селения.
Празднование Бельтайна начиналось с того, что накануне вечером в домах гасили все огни. С наступлением темноты все жители, одетые в праздничные одежды и без оружия, отправлялись на вершину холма, на котором планировали зажечь огонь, и гнали перед собой весь домашний скот. Главенствовали в процессии друиды. Они в своих белых одеяниях, казалось, парили в ночном мраке. После того, как все сельчане добирались до вершины холма, где уже были сложены будущие кострища, они занимали места во рву и ждали первых расчетных лучей. Как только небо начинало алеть, старейшины племен приступали к разведению огня: они терли деревянные брусочки друг о друга, до появления первого робкого огонька. А потом с первыми лучами солнца подносили его к сложенным дровам и зажигали праздничные костры.
Пока горит костер, кельты воспевают торжественные гимны, проходят по кругу, вокруг костров, а также проходят сами и прогоняют домашний скот по проходу между двумя кострищами, который оставляют специально для ритуала омовения жаром священного огня. От святых праздничных костров жители селений зажигали факелы и освящали ими свои поля, жилища, хлева для скотины, зерно для будущих посевов. От этих же факелов зажигали новый огонь в домашнем очаге.
Разведение костров – не просто приветствие нового дня и нового периода в жизни кельтов. Это дань уважения силам природы, просьба о проявлении милости, а даре здоровья и приплода, как женщинам племени, так и скоту. Просили урожая на полях и хорошей погоды, дождей в нужное время, а также просили природу поделиться своими земными богатствами: рыбой в водоемах, дичью, всеми плодами, которые можно собрать на лугах и в лесах.
В Шотландии праздничные огни Бельтайна горели трое суток. А с наступлением каждого нового дня все жители селения поднимались на холм к кострищу и приветствовали солнце, желая ему доброго утра!