Сибирь – суровый древний край, где живут сильные отважные мужчины и героические женщины. Но их сердца и души были открыты любви, нежности, радостям жизни, праздникам. У сибирских народов также есть свои неповторимые обряды и традиции на все случаи жизни, которые сопровождают человека от его рождения до последнего часа.
Вот, например, в купель новорожденному ребенку принято класть серебряные монеты, которые после омовения отдавали повивальной бабке. Более того, вопреки распространенному в России поверью, что ребенка нужно беречь от «черного глаза», о появлении нового члена семьи оповещали всех родных, близких, друзей. Из разных уголков страны счастливые друзья и родственники приезжали посмотреть на младенца и счастливых родителей, а также одарить их щедрыми дарами и серебряными монетками, которые по традиции клали под подушку матери и малыша.
Через день после рождения ребенка, по традиции, молодую мать вели в баньку попариться. Там для нее тоже были припасены традиционные угощения: пшеничная каша с распаренными сухофруктами, а также ягодный взвар.
Этнографические исследования показали, что женщины Сибири очень редко вскармливали детей грудью в течение всего срока, отведенного природой. Практически все матери после четырех с небольшим месяцев вскармливания грудью отнимали младенца от груди и начинали кормить его молоком коровы.
Примечательно, что после уютного чрева матери у малыша появлялся свой уютный мирок в виде люльки-зыбки. Люлька подвешивалась к потолочной перекладине, и на крюке сверху крепилась специальная накидка, покрывающая люльку, благодаря которой она выглядела как парящий шатер.
В Сибири до сих пор сохранился древний обряд, который символизирует передачу ответственности за жизнь ребенка от повивальной бабки к матери. Этот обряд совершали на девятый день с рождения малыша. Приносили кружку с чистой водой, клали в нее серебряные монеты. Мать трижды поливала воду на руки повитухе, и трижды она выливала воду из рук обратно. После чего повитуха получала в дар к серебряным монетам из кружки 15 рублей, несколько аршинов отличного полотна, несколько мер качественного масла, чай и другие угощения.
Затем, согласно христианской традиции, ребенка крестили, нарекая его именем небесного заступника. Иногда у детей были двойные имена: одно имя – данное родителям при рождении, второе – полученное при крещении. Но случалось и так, что крещение назначалось на тот день, в который чествуется святой, имя которого носит ребенок. С крещением ребенок, кроме святого заступника, приобретал еще одних родителей – духовных или крестных.
Таинство крещения начиналось с дома, в котором жил младенец. На стол под образами стелили белоснежную скатерть, на которую клали шубу из дорогого меха пушистой частью вверх. На шубу клали младенца. Повитуха поднимала с шубы младенца и передавала его на руки крестной матери – куме, и все отправлялись в церковь для совершения крещения.
После церковного обряда, снова повторялся ритуал с шубой. Только теперь кума передавала матери ребенка, сопровождая передачу особыми словами: «Вот, матушка (имя ребенка). В день ангела святого (имя) желаю тебе счастья на всю жизнь. Пусть Господь дарует вам здоровье на долгие лета. Поздравляю вас, родители с радостью великой, с рождением (сына или дочери)». После чего все возносили благодарственную молитву Богу. После молитвы родители приглашали всех на угощение. Во время празднества одинаково чествовали и поздравляли родителей малыша, кумовей, его крестных родителей, бабушек и дедушек, теть и дядь, братьев и сестер. Ведь новорожденный принес радость не только в дом своих родителей, он наполнил своим рождением радостью сердца всех родных и близких!
На крестины стол накрывали всегда щедро, только придерживались особенностей блюд во время поста. Но неизменным традиционным угощением на крестинах была пшеничная каша, сваренная на молоке, посыпанная сухофруктами или свежими ягодами, сдобренная медом. В постные дни кашу варили на воде.
Самой почетной гостьей на крестинах была повитуха – ей на кашу клали серебряные монетки. Кум и кума получали в дар от родителей малыша полотенца или отрезы дорогой ткани. Если родившийся ребенок первенец, то отец малыша становился в день крестин объектом для подшучивания. Самой распространенной шалостью было подмешивание в кашу соли или перца, приговаривая, что вкушая соленую и перченую кашу, отец делит всю боль от родов с матерью своего ребенка.
Было такое поверье, что если бабушка опрокинет на себя вино, то малыш быстрее ходить начнет. Поэтому во время праздничного застолья на крестинах бабули, как бы случайно, задевали чашу с вином, опрокидывая его на себя.