Среди многих прославленных творений античного искусства, которые украшают залы знаменитого Ватиканского музея, есть и мраморная статуя девушки с большой чашей в руках. Ее лицо с идеально правильными чертами привлекает задумчиво-созерцательным взглядом и выражением безмятежного покоя. Стройная фигура радует глаз благородной грацией, соразмерностью пропорций и удивительно плавной линией силуэта. Движение девушки так легко и осторожно, словно она боится расплескать полную до краев чашу. Кажется, что статуя свободно живет в окружающем ее пространстве.
Она рассчитана на обозрение с разных сторон. Только так можно в полной мере оценить богатый пластический замысел древнегреческого скульптора. В своей статуе он запечатлел одну из многочисленных дочерей мифического царя Даная. По преданию, братья Данай и Египет были потомками громовержца Зевса и его возлюбленной аргосской жрицы Ио. Первый из них правил Ливией, второй - страной, которую орошает Нил. У Египта было пятьдесят сыновей, у Даная - столько же дочерей - Данаид. Данай, не желая выдавать дочерей замуж за буйных племянников, бежал вместе с ними на корабле в пелопонесский город Аргос.
Однако сыновья Египта, явившись в Аргос, заставили Даная отдать дочерей им в жены. В ночь после свадебного пира Данаиды, повинуясь воле отца, закололи спящих мужей кинжалами, и только одна из сестер не выполнила жестокий приказ. За это преступление дочери Даная обречены были вечно наполнять водой бездонный сосуд. Легенда о Данаидах не раз вдохновляла поэтов и художников Древней Эллады. К ней обратился и автор ватиканской статуи, живший в IV веке до н. э. Он был современником, а быть может, и учеником или последователем великого афинского скульптора Праксителя, который наделял богов и мифологических героев одухотворенностью и лирическим обаянием. В образе Данаиды неизвестный мастер воплотил свое представление о гармоническом совершенстве женщины. До наших дней скульптура дошла не в оригинале, а в копии, исполненной несколько столетий спустя, в эпоху Римской империи.