Разделы


Rambler's Top100

Интернет-магазин https://teplypotok.ru/radiatory/ недорогих радиаторов.

    Типология политического участия, политический протест, абсентеизм

    У. Милбрайт подразделяет политическое участие на конвенцио­нальное (легальное и регулируемое законом) и неконвенциональное (незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, рели­гиозным или другим соображениям). Виды деятельности, относящиеся к конвенциональным и неконвенциональным формам, различаются по сте­пени активности. Сочетание этих двух характеристик политического уча­стия позволило выделить 6 групп политического участия (см. табл).

    Типология политического участия (по У. Милбрайту)

    Уровень вовлеченности в политический процесс

    Конвенциональные формы

    Неконвенциональные

    формы

    Низкий уровень активности — абсентеизм;

    — чтение о политике в газетах, просмотр сюжетов по телевидению
    — подписание петиций
    Средний уровень активности — обсуждение политических проблем с друзьями и знакомыми;

    — голосование
    — участие в неразрешенных демонстрациях, митингах;

    — бойкот
    Высокий уровень активности — участие в работе партий и в избирательных кампаниях;

    — участие в митингах и собраниях;

    — обращение во властные структуры или к их представителям;

    — активность в качестве политического деятеля (выдвижение кандидатуры, участие в выборах, руководство общественно-политическим движением или партией)
    — участие в акциях протеста и неповиновения;

    — неуплата налогов;

    — участие в захватах зданий, предприятий;

    — блокирование дорожного движения

    Особым видом политического участия является протестное поведе­ние.

    Политический протест – это проявление негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценно­стям, принимаемым решениям в открыто демонстрируемой форме.

    К протестным формам поведения относят митинги, демонстрации, шествия, забастовки, пикетирование, массовые и групповые насильствен­ные акции. Наиболее распространенной теоретической моделью, объяс­няющей причины протестного поведения, является концепция депривации. Депривация – это состояние недовольства, вызываемое расхождением между реальным и ожидаемым состоянием, к которому стремится субъект. В том случае, когда сравнение социальной действительности с социально значимыми ценностями порождает чувство глубокой неудов­летворенности, возникает ощущение, что при некоторых социальных и политических изменениях желанные цели могут быть достигнуты в отно­сительно короткий срок. В том случае, если описываемое расхождение становится значительным, а недовольство приобретает массовый харак­тер, возникает мотивация участия в протестных действиях. Факторами депривации могут быть экономический спад, резкий рост цен и налогов, утрата привычного социального статуса, завышенные ожидания, отрица­тельные результаты сравнения собственных успехов с успехами других или с некоторым «нормативным» состоянием.

    Для того чтобы протест состоялся, необходим определенный уро­вень социального недовольства, признание силы и массовых действий в качестве приемлемого средства социальных перемен. Росту депривации и активизации протестных действий способствуют радикальные идеологии, лозунги, недоверие к политическому режиму, упадок веры в традицион­ные способы выражения требований.

    Достаточно часто политический протест проявляется в форме ми­тингов, демонстраций, шествий, забастовок. При низкой степени инсти-туционализации и организованности подобные акции могут приводить к массовым беспорядкам, насилию, прямому столкновению с властями. Именно поэтому проведение массовых политических мероприятий регу­лируется специальными законами, которые предусматривают ряд необхо­димых мер, предшествующих проведению подобных акций (уведомление властей о проводимом мероприятии или получение организаторами пред­варительного разрешения властей на проведение митингов, демонстра­ций, шествий). И все-таки опасность перерастания конвенциональных форм протеста в неконвенциональные сохраняется всегда.

    Крайней формой неконвенционального типа политического пове­дения и участия является терроризм. Под терроризмом понимается оппо­зиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных лич­ностей, целью которой является систематическое или единичное приме­нение насилия (или его угрозы) для запугивания правительства и населе­ния. Характерной чертой, отличающей терроризм от уголовных преступ­лений, является целевая установка – повлиять на ход политических собы­тий и принятие решений, вызвать широкий общественный резонанс.

    Существуют различные виды политического терроризма:

    1) по идеологическим ориентациям выделяют правый (неофашист­ский) и левый (революционный, анархистский) терроризм;

    2) по исторической направленности терроризм может подразделяться на «анархо-идеологический», стремящийся изменить традицион­ную политическую систему, прервать историческую преемственность, и «национал-сепаратистский», стремящийся, наоборот, восстановить былое величие нации, ее единство, независимость, отвоевать утраченные терри­тории, отомстить за нанесенные обиды;

    3) в отдельный вид выделяется религиозный терроризм как война против «неверных». Среди организаций такого типа наиболее воинствен­ными являются некоторые группы исламско-фундаменталистского толка.

    К методам террористической деятельности относятся убийства по­литических деятелей, похищения, угрозы, шантаж, взрывы в обществен­ных местах, захват зданий и организаций, захват заложников и т.п. Для членов террористических организаций характерно стремление оправдать свои действия высшими целями, невозможностью иначе повлиять на си­туацию. Однако мотивы включенности в террористические организации чаще всего бывают абсолютно иные.

    Было бы неправомерно объяснять политический терроризм исклю­чительно психопатологическими чертами его агентов. Обследования за­держанных террористов показывают, что лиц с психопатологическими отклонениями среди них немного. Для террористов характерны такие чер­ты личности, как завышенные притязания, неадаптированность к реально­сти, неудачи в освоении социальных ролей, обвинение других в собствен­ных неудачах, эмоциональная неразвитость, повышенная степень агрессивности, фанатизм. Участие в террористиче­ских организациях – это своего рода способ компенсации заниженной са­мооценки (за счет чувства господства над другими), способ преодоления чувства одиночества, формирования ощущения сопричастности, единства.

    Основу террористических организаций составляют лица от 20 до 30 лет. Высок удельный вес студенчества (среди которых, в свою очередь, преобладают студенты гуманитарных специальностей). Лица старше 30 лет либо возглавляют эти организации, либо являются «экспертами» или «спонсорами».

    Какими бы целями ни оправдывался политический терроризм, он был и остается одним из тяжелейших преступлений. Поэтому проблемы борьбы с терроризмом признаются международным сообществом одними из наиболее приоритетных.

    Говоря о политическом участии, необходимо остановиться еще на одном феномене.

    Абсентеизм – это уклонение от участия в политической жизни (в голосовании, в акциях протеста, деятельности партий), утрата интереса к политике, т.е. политическая апатия.

    Обычно рост доли абсентеистов в обществе интерпретируется как проявление серьезного кризиса легитимности политической системы, глубокого кри­зиса ее норм и ценностей. Иногда абсентеизм рассматривается как прояв­ление политического протеста. В то же время этот тип поведения может являться, напротив, показателем уважения и доверия людей к своим представителям во власти. Многие политологи полагают, что признаком нормально функ­ционирующей системы политических отношений является не всеобщая политизация населения, а нормальная деятельность граждан и политиков в своих сферах, причем индивид, успешно занимающийся своим делом и полноценно обеспечивающий свою жизнь, как правило, не вмешивается в политику. Подобного типа люди ограничивают свою политическую дея­тельность участием в выборах, референдумах. Более активное участие и включение в политическую деятельность происходит в том случае, если их существование и деятельность испытывает ограничения и давление со стороны существующей власти (несовершенство законодательства, завы­шенные налоговые ставки, расовая дискриминация и т.п.).

    В политической науке выделяются несколько причин, обусловли­вающих абсентеизм определенной части населения:

    1) высокая степень удовлетворенности личных интересов; с точки зрения некоторых политологов, способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может порождать ощущение ненужности политики и, наоборот, угроза собственным интересам со стороны более могущественных групп порождает необходимость обратиться к политике как средству отстаива­ния и защиты своих интересов;

    2) на политическую апатию может влиять недоверие к политическим институтам, ощущение невозможности хоть как-то повлиять на про­цесс выработки и принятия решений («от меня ничего не зависит», «все уже решено»);

    3) абсентеизм может быть обусловлен отсутствием представлений о связи политики и частной жизни.

    Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи, предста­вителей отдельных субкультур, лиц с низким уровнем образования.

    В современной России доля политически апатичных людей в со­ставе населения довольно большая. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом. Многие потеряли веру в собственные возможности, не верят, что могут повлиять на политические процессы, считают, что политические решения прини­маются независимо от их участия в голосовании и других политических акциях. Люди не ощущают личной выгоды от участия в политике, считая, что она обслуживает интересы элиты. На абсентеизм определенной части российского населения значительное влияние оказало крушение мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран.

    Оценка роли абсентеизма в политической науке неоднозначна. Од­ни исследователи настаивают на необходимости вовлечения как можно большей части людей в различные формы политического участия. Другие считают, что ограниченное участие и неучастие может рассматриваться как стабилизирующий фактор, поскольку активизация аполитичных слоев населения, включение их в политический процесс может привести к дес­табилизации политической системы.

    Интернет-магазин https://teplypotok.ru/radiatory/ недорогих радиаторов. .

    Похожие статьи

    Метки: , , , , , , , , , , ,


Учебно-методический проект "Хрестоматия по культурологии"
Все права защищены. © 2013
Интернет-магазин https://teplypotok.ru/radiatory/ недорогих радиаторов.