Государственное устройство может быть типологизировано по различным признакам.
Типология государственного устройства
|
По форме правления |
- Монархия (абсолютная, конституционная);
- республика (президентская, парламентская, президентско-парламентская)
|
По административно-территориальной
организации |
- Унитарное государство;
- федерация;
- конфедерация
|
По политическому
режиму
|
- Авторитарное;
- тоталитарное;
- демократическое
|
По социально-экономи-ческой, классовой природе |
- Рабовладельческое;
- феодальное;
- буржуазное;
- социалистическое
|
Форма государства – способ организации и осуществления государственной власти. Она раскрывает, как организована власть, какие органы власти имеются, какие методы используются для осуществления власти; отражает исторические, географические, экономические и национальные особенности данного государства.
Форма государства складывается из трех элементов: формы государственного правления, формы государственного устройства, политического режима.
Форма правления – организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Существует две формы правления: монархия и республика.
Монархия – форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному (обычно наследственному) правителю, а также государство во главе с таким правителем.
Существует неограниченная (абсолютная) и конституционная монархия.
Разновидности монархий в современном мире
|
Абсолютная
|
Конституционная
|
Дуалистическая
|
Власть монарха не имеет серьезных ограничений |
Власть монарха ограничена на основе конституции или парламентом |
Власть монарха ограничена в сфере законодательства и широко представлена в ис-
полнительной сфере |
Страны
|
Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман |
Андорра, Бельгия, Ве-ликобритания, Дания, Испания, Норвегия, Таиланд, Япония |
Кувейт, Иордания, Марокко |
Неограниченная (абсолютная) монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх – единый носитель суверенитета.
Ограниченная монархия выступает в двух видах: конституционная, когда власть монарха ограничена конституцией, и парламентская, когда полномочия монарха ограничиваются действием парламента. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены преимущественно в сфере законодательства и широко представлены в сфере исполнительной власти. При парламентской монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере управления. Правительство образуется на основе парламентского большинства и ответственно только перед парламентом. В настоящее время монархический строй функционирует в 15% стран мира.
Республика – форма государственного правления, при которой органы власти формируются по принципу выборности. Высшая власть находится у выборных представительных органов. Глава государства выбирается населением.
Существуют парламентская, президентская и смешанная республики.
Президентская
|
Парламентская
|
Смешанная
|
- Ведущую роль в политической жизни общества играет президент;
- президент (как и парламент) избирается народом;
- президент является главой государства и исполнительной власти;
- власть в стране более устойчива: законодательная и исполнительная ветви вынуждены сотрудничать
|
- Тон в политической жизни страны задает парламент;
- выборный парламент формирует и контролирует правительство;
- президент избирается парламентом и является лишь номинальным главой государства;
- власть может быть менее стабильной, если парламент раздроблен на конфликтующие пар-тийные группы
|
- Глава государства избирается населением и назначает правительство;
- правительство несет ответственность перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом
|
Страны
|
Боливия, Венесуэла, Мексика, США |
Израиль, Индия, Исландия, Италия, ФРГ, Турция |
Австрия, Аргентина, Болгария, Бразилия, Литва, Польша, Португалия, США, Франция, Финляндия |
Президентская республика – форма государственного устройства, когда президент является главой государства и главой исполнительной власти. Он избирается народом и поэтому несет ответственность перед ним.
Президент не может распустить парламент, а парламент, в свою очередь, не может распустить правительство. Президенту необходима поддержка парламента по главным вопросам. Отношения между ветвями власти основываются на системе сдержек и противовесов.
В парламентской республике ведущая роль принадлежит парламенту, правительство формируется парламентскими парти-ями. Правительство несет ответственность перед парламентом. Президент избирается парламентом или коллегией выборщиков. Президент – номинальный глава государства. В парламенте одна политическая партия.
Смешанная республика – соединяется сильная президентская власть и эффективный контроль парламента за деятельностью правительства.
Административно-территориальная организация власти предполагает следующее деление.
Унитарное государство – единое, простое государство, которое состоит из административных территориальных единиц, не обладающих собственной властью. Единые законы, сильное централизованное государство. Существует две разновидности:
децентрализованное – региональная организация формируется на местах (примеры: Великобритания, Испания, Италия);
централизованное – региональная организация формируется путем назначения руководящих лиц из центра (примеры:
Узбекистан, Казахстан).
Федерация – союзное государство, состоящее из множества государственных образований, обладающих определенной степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство имеет как положительные стороны (государственное единство; централизация власти в сочетании с самостоятельностью членов федерации), так и отрицательные (возникает вопрос об объеме суверенитета).
Конфедерация представляет собой редко встречающуюся форму организации политической общности. По сути, конфедерация не является в строгом смысле слова государством. На практике конфедерация – это обычно союз нескольких независимых государств, объединившихся для проведения совместной политики в определенных целях (например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т.д.). Долгое время примером конфедерации был Швейцарский союз (1291–1798 и 1815–1848). Швейцарская конфедерация представляла собой объединение 22 суверенных кантонов с целью обеспечения внешней и внутренней безопасности. Постепенно конфедерация преобразовалась в федерацию: в ведение центральных органов были переданы военный бюджет, армия, назначения дипломатических представителей. Конфедерацией были США со времени завоевания независимости в 1776 г. до принятия конституции континентальным конгрессом в 1787 г. (точнее, до введения ее в действие в 1789 г.). Конфедерацией являлся Германский союз в 1815–1867 гг. Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из нежизнеспособных форм государственного устройства.
Типы государств по политическому режиму будут подробно рассмотрены в теме 5 «Политические режимы».
По социально-экономическим, классовым признакам
(в зависимости от экономического базиса) государства делятся на рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические. Однако трактовка государства как орудия реализации интересов экономически господствующего класса сегодня в полной мере выявляет свою односторонность, ограниченность, недооценку социокультурных факторов. В современных политологических трактовках государства акцент делается на выполнении им общесоциальных задач.
Похожие статьи