Разделы


Rambler's Top100

https://rupor-megafon.ru высокочастотная акустическая система рупор.

    Правовое государство и гражданское общество

    Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

    Принципы правового государства:

    1) создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

    2) закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств;

    3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закре-пленными полномочиями;

    4) верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты;

    5) при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации. Понятие «правовое государство» предусматривает не столько подчинение государственной власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.

    В правовом государстве четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

    Общие требования, которым должно отвечать правовое государство:

    • соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономи-ческого развития и морально-психологической ситуации в обществе;
    • ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;
    • строгое соответствие текущего законодательства конституционному;
    • практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;
    • диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства;
    • наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;
    • учет общественного мнения;
    • наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;
    • высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

    Итак, правовое государство обеспечивает:

    1) верховенство права и закона;

    2) максимальную гарантию прав и свобод человека;

    3) равенство всех перед законом и судом.

    Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

    Гражданское общество не изобретение нашего времени. Идеи о гражданском обществе существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Но лишь в XVII в. английский философ
    Т. Гоббс в своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил цельную концепцию гражданского общества, возникающего в процессе перехода от состояния первозданных, необузданных страстей к культурному обществу, в котором царят порядок и мир. В дальнейшем идея гражданского общества разрабатывалась Дж. Локком, Ж. -Ж. Руссо, И. Кантом и другими мыслителями.

    Структура гражданского общества

    • Политические партии, лоббистские организации (комитеты, комиссии и советы), создаваемые при законодательных и правительственных органах;
    • общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.);
    • союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды;
    • научные и культурные организации, спортивные общества;
    • муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы;
    • независимые средства массовой информации;
    • церковь;
    • семья

    Важными факторами становления гражданского общества являются:

    1) экономические – многоукладная экономика, разнообразие формы собственности, регулируемые рыночные отношения;

    2) политические – децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступ граждан к участию в государственных и общественных делах, верховенство закона и равенство всех перед ним;

    3) духовные – отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения; свобода совести, цивилизованность.

    Таким образом, гражданское общество это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными), обеспечивающих условия жизнедеятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности, социальных групп вне деятельности государства.

    Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

    В развитых странах Запада сложился определенный механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства. Он включает три основных элемента:

    • осуществление принципа разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную;
    • создание системы взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти;
    • функциональное представительство, т.е. развитие каналов связи между государством и обществом в виде различного рода консультационных комитетов и комиссий при государственных структурах, в которых участвуют представители групп и объединений по интересам.

    Такой механизм сложился в результате длительной эволюции государства и гражданского общества.

    Для успешного функционирования политической системы из возможных вариантов взаимосвязи государства и гражданского общества предпочтение следует отдать сочетанию сильного государства и эффективно функционирующего, уравновешивающего и дополняющего его гражданского общества. Преждевременное свертывание функций государства, искусственное упразднение их или неспособность эти функции осуществлять являются свидетельством слабости государства. А слишком большая независимость, неподконтрольность обществу – свидетельство слабости общества. Данная проблема особенно актуальна для нашей страны, ибо почти вся история России насыщена фактами насильственного отношения государства к народу.

    https://rupor-megafon.ru высокочастотная акустическая система рупор. .

    Похожие статьи

    Метки: , , , , , , , , , ,


Учебно-методический проект "Хрестоматия по культурологии"
Все права защищены. © 2013
https://rupor-megafon.ru высокочастотная акустическая система рупор.