В политологии до сих пор нет общепризнанного определения политической партии. Термин «партия» (от лат. part – часть, группа) использовался задолго до появления собственно политических партий для обозначения групп граждан, которые представляют интересы определенной части населения и стремятся влиять с этой целью на власть.
Политическая партия – это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.
Проследим историческое развитие политических партий.
В Древней Греции формирование партий было связано со стремлением правящих сил привлечь на свою сторону население, для того чтобы проводить определенную политику. То есть в древности партии рассматривались как инструмент борьбы за власть и сохранения власти, как инструмент влияния на
общество.
В современном виде политические партии стали создаваться по историческим меркам сравнительно недавно. Сначала в Англии в 70–80-е годы XVII в. сформировались партия тори (консерваторов) и партия вигов (либералов). Это были партии правящих классов, конкурировавших в борьбе за влияние на королевскую власть.
Собственно политические партии появляются в процессе становления парламентаризма (XVIII–XIX вв.). Первоначально это были элитарные клубы, действовавшие в парламенте. Вне парламента они проявляли себя только во время выборов. Партии не были оформлены организационно, не признавали принципа членства. Лишь к середине XIX столетия, когда миллионы людей получили право голоса, возникли партии как специализированные организации для борьбы за завоевание или свержение политической власти.
Уже в первой половине XVIII в. политические партии были созданы почти во всех западных странах. В первую очередь создавались партии буржуазии, которые активно завоевывали власть. В 1820–1830-е годы партийное строительство развернулось и в США: образовались две крупные партии (демократов и республиканцев), которые представляли интересы буржуазии
(и которые до сих являются наиболее влиятельными и мощными партиями в США).
Отличительной особенностью процесса формирования партий в Европе в XIX в. было то, что сначала образовались партии верхов (правящих классов), а затем, во второй половине XIX в., стали формироваться партии низов, партии трудящихся классов, которые также подошли к осознанию важности борьбы за политическую власть. Кроме того, практически все партии ставили две задачи: завоевание парламентского большинства и борьбу за избирателя. К концу XIX в. массовые партии сформировались в большинстве стран Западной Европы и стали выступать важным социально-политическим институтом.
Таким образом, не всякую группу людей, организованных для выражения их интересов, можно назвать партией. Признаки, отличающие партию от других политических сил, сформулировали Дж. Лапаломбара и М. Вейнер:
партия представляет собой организацию, т.е. достаточно длительно по времени действующее объединение людей. Это позволяет отличать партию от фракций, клик и т.п., которые возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами;
существуют устойчивые местные организации партии, поддерживающие регулярные связи с национальным руководством;
цель партии – завоевание и осуществление власти. Стремление к осуществлению власти позволяет отличить партии от групп давления. Если партии ставят целью завоевание власти на выборах, осуществление ее посредством работы депутатов от партии в парламенте и правительстве, то группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать, влиять на власть, оставаясь вне ее сферы;
обеспечивается народная поддержка, начиная от голосования и заканчивая активным членством в партии. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности.
Набор конституирующих признаков партии можно дополнить, например, идеологическим критерием: партия является носителем определенной идеологии, мировосприятия.
Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение партии. Партия – это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении. Именно притязание на политическую власть, участие в механизме власти – основной отличительный признак политической партии от других организаций, движений, клубов.
Современные политические партии выполняют ряд функций. Прежде всего они осуществляют связь между обществом и государством. Выясняя интересы тех или иных групп, партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения государственных органов (функция представительства).
В сферу деятельности политических партий входит также определение целей, разработка идеологии, программы, выработка собственной стратегии развития общества и стремление убедить граждан в ее правильности.
Важной функцией партий является отбор и формирование политических лидеров и элит для всех уровней политической системы (профессиональных политиков, партийных экспертов, аналитиков и т.д.).
Одной из важнейших задач партий является мобилизация и политическая социализация граждан.
Главной функцией политических партий является борьба за политическую власть и связанное с нею формирование правящей элиты и состава правительства. В условиях парламентской демократии в ходе выборов партии ведут борьбу за власть. Выборы дают партиям доступ к рычагам власти; их итоги определяют, какие именно партии в течение установленного законом срока будут осуществлять руководство государством. Победившие на выборах партии формируют парламент, являющийся основным полем их деятельности: именно участвуя в работе парламента, партия может влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны, более того, на повседневную жизнь ее населения.
Результаты выборов влияют также на формирование органов исполнительной власти (правительства), хотя в разных государствах это влияние различно. Так, в парламентских республиках премьер-министром становится либо лидер или представитель правящей партии, победившей на выборах и имеющей большинство в парламенте, либо представитель партийной коалиции. В Российской Федерации Председателя правительства назначает Президент с согласия Государственной Думы. При выборе кандидатуры Президент, безусловно, должен принимать во внимание партийный состав Думы, чтобы избежать возможной конфронтации с ней и политического кризиса.
Хотя борьба за политическую власть является важнейшей функцией партий, последние могут занимать различные позиции по отношению к государственной власти. Партия может быть в непримиримой оппозиции, выступая против существующего государственного устройства, даже если не призывает к насилию
(в этом случае партия стремится к власти прежде всего для того, чтобы изменить само государство; она выступает против любого правительства, поддерживающего существующую государственность).
Партия может быть в оппозиции, направленной не против существующего государственного строя, а против политики определенного правительства (в Великобритании такого рода оппозицию называют «оппозиция ее величества», а правительство – «правительством ее величества»). Партия может также выступать в роли конструктивной оппозиции: критиковать то, с чем не согласна в действиях правительства, поддерживать то, что считает правильным в его деятельности.
Партия может участвовать в правительстве и в различных органах управления в качестве партнера других партий (в этом случае, обладая частью власти, партия несет за нее определенную ответственность). Возможна роль партии в качестве ведущей силы правительственной коалиции, при этом партия обладает большой долей власти и ответственности, от нее в основном зависит осуществление государственной власти, в ее руках сосредоточены широкие возможности реализации собственных вариантов решения проблем.
Партия может сформировать правительство единолично, в этом случае она берет на себя монопольную ответственность за осуществление государственной власти, особенно если она располагает абсолютным большинством в парламенте. В ряде случаев партии, добившись монополии на власть, стремятся укрепить ее, в том числе путем нарушения законности, ликвидации оппозиции. Тогда происходит отождествление партии с государством.
Закреплению роли и повышению значения политических партий в политической системе общества способствовал процесс их институализации. Основным средством институализации деятельности партий являются различные нормативно-правовые акты (статьи о политических партиях в конституциях, законы о политических партиях, законы о финансировании и деятельности партий, избирательные законодательства и др.). Современное законодательство о политических партиях содержит весьма подробную регламентацию по вопросам, касающимся требований, предъявляемых к программе и внутреннему уставу политических партий; условий возникновения партии и прекращения ее деятельности; прав и обязанностей партии. Почти во всех странах разрешается свободное образование и деятельность политических партий. Ограничение накладывается в том случае, если партия преследует цели или использует средства, квалифицируемые как преступление, или если партия ставит цель ликвидировать существующий конституционный строй.
Среди объектов правовой регламентации политической партии особое место занимает ее финансовая деятельность. Имеются три основные группы финансовых источников деятельности политических партий: собственные средства партий, частное финансирование и государственное финансирование.
Из собственных средств партий (вступительные и членские взносы; отчисления от жалования членов партии, занимающих политические посты; доходы от имущества и предпринимательской деятельности) регламентируются лишь доходы от имущества и предпринимательской деятельности. В отдельных странах имеются строгие ограничения. Например, Закон о политических партиях Словакии 1993 г. запрещает партиям быть собственниками имущества, находящегося за рубежом, партии Египта и Эфиопии не имеют права заниматься какой-либо коммерческой или производственной деятельностью. Однако в большинстве стран регламентация носит общий характер (партии могут быть собственниками только такого имущества, которое необходимо им для осуществления своей деятельности, и им разрешено заниматься деятельностью, которая непосредственно связана с их уставными целями и задачами), что имеет и свою оборотную сторону: зачастую партии, активно участвуя в предпринимательской деятельности, налаживая контакты с финансово-промышленным капиталом, оказываются втянутыми в политическую коррупцию.
Частное финансирование, основными источниками которого являются добровольные пожертвования физических и юридических лиц, подвергается детальной регламентации в большинстве стран (исключение составляют немногие государства, например Великобритания). При этом определяются легальные источники частного финансирования (запрещено финансирование из-за рубежа, которое рассматривается как вмешательство во внутренние дела государства). Чтобы исключить подчинение партий интересам отдельных групп финансового и промышленного капитала, в ряде стран (например, США, Израиль) запрещены любые пожертвования частных юридических лиц (обществ, фирм и т.д.). Устанавливаются лимиты нецелевого (пожертвования вносятся в партийную кассу для финансирования деятельности партии в целом) и особенно целевого (пожертвования вносятся для финансирования конкретной деятельности, например избирательной кампании) финансирования.
В настоящее время в большинстве стран осуществляется государственное финансирование политических партий. Его правовой основой стало конституционное признание партий как важнейшего института, играющего большую роль в организации государственной власти. Это обязывает государство содействовать партиям в эффективном осуществлении их функций.
Существует прямое (общее и специальное), связанное с выплатой субсидий из государственного бюджета, и косвенное (предоставление бесплатного эфирного времени, места для публикаций и заявлений партий в средствах массовой информации и др.) государственное финансирование.
Структура политической партии включает три уровня: блок избирателей (массовая база партии, обеспечивающая кандидатов партии поддержкой во время избирательной кампании; принадлежность к данной группе основывается более на декларируемой приверженности, чем на официальной вовлеченности в партийную организацию); официальная партийная организация; партия в системе правления (должностные лица в государственном аппарате, получившие посты в силу своей принадлежности к соответствующей партии: президенты, губернаторы, члены парламента).
Похожие статьи