Разделы


Rambler's Top100

    Партия как политический институт

    В политологии до сих пор нет общепризнанного определения политической партии. Термин «партия» (от лат. part – часть, группа) использовался задолго до появления собственно политических партий для обозначения групп граждан, которые представляют интересы определенной части населения и стремятся влиять с этой целью на власть.

    Политическая партия – это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

    Проследим историческое развитие политических партий.

    В Древней Греции формирование партий было связано со стремлением правящих сил привлечь на свою сторону население, для того чтобы проводить определенную политику. То есть в древности партии рассмат­ривались как инструмент борьбы за власть и сохранения власти, как инструмент влияния на
    общество.

    В современном виде политические партии стали создаваться по исто­рическим меркам сравнительно недавно. Сначала в Англии в 70–80-е годы XVII в. сформировались партия тори (консерваторов) и партия вигов (либералов). Это были партии правящих классов, конкурировавших в борьбе за влияние на королевскую власть.

    Собственно политические партии появляются в процессе становления парламентаризма (XVIII–XIX вв.). Первоначально это были элитар­ные клубы, действовавшие в парламенте. Вне парламента они проявляли себя только во время выборов. Партии не были оформлены организаци­онно, не признавали принципа членства. Лишь к середине XIX столетия, когда миллионы людей получили право голоса, возникли партии как специализированные организации для борьбы за завоевание или сверже­ние политической власти.

    Уже в первой половине XVIII в. политические партии были созданы почти во всех западных странах. В первую очередь создавались партии буржуазии, которые активно завоевывали власть. В 1820–1830-е годы партийное строительство развернулось и в США: образовались две крупные партии (демократов и республиканцев), которые представляли интересы буржуазии
    (и которые до сих являются наиболее влиятельными и мощными партиями в США).

    Отличительной особенностью процесса формирования партий в Европе в XIX в. было то, что сначала образовались партии верхов (правящих классов), а затем, во второй половине XIX в., стали формироваться партии низов, партии трудящихся классов, которые также подошли к осознанию важности борьбы за политическую власть. Кроме того, прак­тически все партии ставили две задачи: завоевание парламен­тского большинства и борьбу за избирателя. К концу XIX в. массовые партии сформировались в большинстве стран Западной Европы и стали выступать важным социально-политическим институтом.

    Таким образом, не всякую группу людей, организованных для выражения их интере­сов, можно назвать партией. Признаки, отличающие партию от других политических сил, сформулировали Дж. Лапаломбара и М. Вейнер:

    партия представляет собой организацию, т.е. достаточно длительно по времени действующее объединение людей. Это позволяет отличать партию от фракций, клик и т.п., которые возникают и исчеза­ют вместе со своими вдохновителями и организаторами;

    существуют устойчивые местные организации партии, поддерживающие ре­гулярные связи с национальным руководством;

    цель партии – завоевание и осуществление власти. Стремление к осуще­ствлению власти позволяет отличить партии от групп давления. Если партии ставят целью завоевание власти на выборах, осуществление ее посредством работы депутатов от партии в парламенте и правительстве, то группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздей­ствовать, влиять на власть, оставаясь вне ее сферы;

    обеспечивается народная поддержка, начиная от голосования и заканчивая ак­тивным членством в партии. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентс­кой деятельности.

    Набор конституирующих признаков партии можно дополнить, напри­мер, идеологическим критерием: партия является носителем опреде­ленной идеологии, мировосприятия.

    Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение партии. Партия – это добровольная политическая организа­ция, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, де­ятельность которой направлена на завоевание политичес­кой власти либо участие в ее осуществлении. Именно притяза­ние на политическую власть, участие в механизме власти – основной отличительный признак политической партии от других организаций, движений, клубов.

    Современные политические партии выполняют ряд функций. Прежде всего они осуществляют связь между обществом и государ­ством. Выясняя интересы тех или иных групп, партии сводят их во­едино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения государственных органов (функция представительства).

    В сферу деятельности политических партий входит также определение целей, разработка идеоло­гии, программы, выработка собственной стратегии развития обще­ства и стремление убедить граждан в ее правильности.

    Важной функцией партий является отбор и формирование поли­тических лидеров и элит для всех уровней политической системы (профессиональных политиков, партийных экспертов, аналитиков и т.д.).

    Одной из важнейших задач партий является мобилизация и по­литическая социализация граждан.

    Главной функцией политических партий является борьба за по­литическую власть и связанное с нею формирование правящей элиты и состава правительства. В условиях парламентской демократии в ходе выборов партии ведут борьбу за власть. Выборы дают партиям доступ к рычагам власти; их итоги определяют, какие именно партии в течение установленного законом срока будут осу­ществлять руководство государством. Победившие на выборах пар­тии формируют парламент, являющийся основным полем их дея­тельности: именно участвуя в работе парламента, партия может влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны, более того, на повседневную жизнь ее населения.

    Результаты выборов влияют также на формирование органов исполнительной власти (правительства), хотя в разных государст­вах это влияние различно. Так, в парламентских республиках пре­мьер-министром становится либо лидер или представитель правя­щей партии, победившей на выборах и имеющей большинство в парламенте, либо представитель партийной коалиции. В Россий­ской Федерации Председателя правительства назначает Президент с согласия Государственной Думы. При выборе кандидатуры Пре­зидент, безусловно, должен принимать во внимание партийный со­став Думы, чтобы избежать возможной конфронтации с ней и по­литического кризиса.

    Хотя борьба за политическую власть является важнейшей функ­цией партий, последние могут занимать различные позиции по от­ношению к государственной власти. Партия может быть в непри­миримой оппозиции, выступая против существующего государст­венного устройства, даже если не призывает к насилию
    (в этом слу­чае партия стремится к власти прежде всего для того, чтобы изме­нить само государство; она выступает против любого правительст­ва, поддерживающего существующую государственность).

    Партия может быть в оппозиции, направленной не против суще­ствующего государственного строя, а против политики определен­ного правительства (в Великобритании такого рода оппозицию на­зывают «оппозиция ее величества», а правительство – «прави­тельством ее величества»). Партия может также выступать в роли конструктивной оппозиции: критиковать то, с чем не согласна в дей­ствиях правительства, поддерживать то, что считает правильным в его деятельности.

    Партия может участвовать в правительстве и в различных ор­ганах управления в качестве партнера других партий (в этом случае, обладая частью власти, партия несет за нее определенную ответст­венность). Возможна роль партии в качестве ведущей силы прави­тельственной коалиции, при этом партия обладает большой долей власти и ответственности, от нее в основном зависит осуществле­ние государственной власти, в ее руках сосредоточены широкие возможности реализации собственных вариантов решения про­блем.

    Партия может сформировать правительство единолично, в этом случае она берет на себя монопольную ответственность за осущест­вление государственной власти, особенно если она располагает аб­солютным большинством в парламенте. В ряде случаев партии, до­бившись монополии на власть, стремятся укрепить ее, в том числе путем нарушения законности, ликвидации оппозиции. Тогда проис­ходит отождествление партии с государством.

    Закреплению роли и повышению значения политических партий в политической системе общества способствовал процесс их институализации. Основным средством институализации деятельности партий являются различные нормативно-правовые акты (статьи о политических партиях в конституциях, законы о политических пар­тиях, законы о финансировании и деятельности партий, избира­тельные законодательства и др.). Современное законодательство о политических партиях содержит весьма подробную регламентацию по вопросам, касающимся требований, предъявляемых к програм­ме и внутреннему уставу политических партий; условий возникно­вения партии и прекращения ее деятельности; прав и обязанностей партии. Почти во всех странах разрешается свободное образование и деятельность политических партий. Ограничение накладывается в том случае, если партия преследует цели или использует средства, квалифицируемые как преступление, или если партия ставит цель ликвидировать существующий конституционный строй.

    Среди объектов правовой регламентации политической партии особое место занимает ее финансовая деятельность. Имеются три основные группы финансовых источников деятельности политических партий: собственные средства партий, частное финансирование и государ­ственное финансирование.

    Из собственных средств партий (вступительные и членские взносы; отчисления от жалования членов партии, занимающих по­литические посты; доходы от имущества и предпринимательской де­ятельности) регламентируются лишь доходы от имущества и пред­принимательской деятельности. В отдельных странах имеются строгие ограничения. Например, Закон о политических партиях Словакии 1993 г. запрещает партиям быть собственниками имуще­ства, находящегося за рубежом, партии Египта и Эфиопии не имеют права заниматься какой-либо коммерческой или производ­ственной деятельностью. Однако в большинстве стран регламентация носит общий характер (партии могут быть собственниками только такого имущества, которое необходимо им для осуществле­ния своей деятельности, и им разрешено заниматься деятельнос­тью, которая непосредственно связана с их уставными целями и за­дачами), что имеет и свою оборотную сторону: зачастую партии, активно участвуя в предпринимательской деятельности, на­лаживая контакты с финансово-промышленным капиталом, оказы­ваются втянутыми в политическую коррупцию.

    Частное финансирование, основными источниками которого яв­ляются добровольные пожертвования физических и юридических лиц, подвергается детальной регламентации в большинстве стран (исключение составляют немногие государства, например Вели­кобритания). При этом определяются легальные источники частно­го финансирования (запрещено финансирование из-за рубежа, ко­торое рассматривается как вмешательство во внутренние дела го­сударства). Чтобы исключить подчинение партий интересам от­дельных групп финансового и промышленного капитала, в ряде стран (например, США, Израиль) запрещены любые пожертвова­ния частных юридических лиц (обществ, фирм и т.д.). Устанавлива­ются лимиты нецелевого (пожертвования вносятся в партийную кассу для финансирования деятель­ности партии в целом) и особенно целевого (пожертвования вносятся для финансирования конкретной деятельности, например избиратель­ной кампании) финансирования.

    В настоящее время в большинстве стран осуществляется госу­дарственное финансирование политических партий. Его правовой основой стало конституци­онное признание партий как важнейшего института, игра­ющего большую роль в организации государственной власти. Это обязывает государство содействовать партиям в эффективном осуществлении их функций.

    Существует прямое (общее и специальное), связанное с выплатой субсидий из государственного бюджета, и косвенное (предоставление бесплат­ного эфирного времени, места для публикаций и заявлений партий в средствах массовой информации и др.) государственное финан­сирование.

    Структура политической партии включает три уровня: блок из­бирателей (массовая база партии, обеспечивающая кандидатов партии поддержкой во время избирательной кампании; принадлеж­ность к данной группе основывается более на декларируемой при­верженности, чем на официальной вовлеченности в партийную ор­ганизацию); официальная партийная организация; партия в систе­ме правления (должностные лица в государственном аппарате, получившие посты в силу своей принадлежности к соответствующей партии: президенты, губернаторы, члены парламента).

    Похожие статьи

    Метки: , , , , , , , , , , ,


Учебно-методический проект "Хрестоматия по культурологии"
Все права защищены. © 2013