Процесс формирования многопартийной системы в России наметился в начале 90-х гг. По данным Министерства юстиции РФ, в Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 5 тысяч политических партий и 60 тысяч общественно-политических движений. Большинство из них существует лишь на бумаге. В сентябре 1997 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права участвовать в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому вес партии обязаны пройти перерегистрацию в Министерстве юстиции. Только по истечении одного года после перерегистрации они смогут принять участие в выборах. К началу 1999 года перерегистрацию прошло 141 общероссийское политическое общественное объединение.
В истории существовали разные способы создания партии. Наиболее традиционный – образование партий вокруг популярных лидеров или на базе парламентских фракций. Позже партии образовывались на базе наиболее активной части представителей значительных социальных групп (профсоюзы, предпринимательские организации, аграрные союзы) или на основе массовых движений («зеленые»), Представительство определенных интересов здесь обычно с самого начала имело выраженную идеологическую окраску. Наконец, в XX в. был опробован и путь создания «партии власти» (голлисты), большую роль в образовании которой, помимо местной бюрократии и нотаблей, играли идейные сторонники харизматической личности генерала де Голля.
Новые партии в России после распада СССР возникли путем от-почковывания от КПСС, либо самостоятельно прошли путь партийного строительства. Отпочковавшиеся от КПСС КПРФ и другие мелкие коммунистические партии с маргинальным составом и радикальной идеологией заняли противоположные места в российской многопартийной системе. Если КПРФ имеет устойчивый и многочисленный электорат, остается политической силой, с которой приходится считаться всем политическим игрокам, то другие коммунистические партии (РКРП, коммунисты, Трудовая Россия – за Советский Союз) с трудом удерживают свой невысокий политический рейтинг.
В отличие от Европы и Северной Америки, в России многопартийность развивалась в условиях несформированности основных институтов гражданского общества. Это обстоятельство является основной особенностью интересующего нас процесса и ключей к пониманию нашей политической жизни. Ни предприниматели, ни профсоюзы не смогли создать свои партии. «Гражданский союз» А.Вольского и А. Владиславлева, опиравшийся на Российский союз промышленников и предпринимателей, не набрал на выборах 1993 г. даже 2% голосов, а на следующих выборах та же участь постигла объединение «Профсоюзы и промышленники России – Союз Труда».
Возникшие партии и блоки, представлявшие корпоративные интересы, также не имели политического успеха. Партия «Кедр», выступавшая как «экологическая», хотя ее кадры состояли главным образом из представителей санэпиднадзора, получила в 1995 г. только 1,4% голосов, а в 1999 г вообще не была допущена к выборам. Лишь аграрии смогли добиться в 1993 г. незначительного успеха (8%), использовав зависимость жителей деревни от своего начальства (при том, что сельское население в России составляет 27%).
Результаты партий, образованных на базе парламентских фракций и из окружения того или иного лидера (ЛДПР, «Яблоко»), были более впечатляющими. Партии, созданные под определенного лидера, периодически появлялись и исчезали на разных уровнях российской политической арены. Длительность их существования во многом зависела от политической гибкости лидера и от его харизмы. Лидер ЛДПР В.Жириновский, после того как столичная аудитория потеряла интерес к его политическим шоу, оперативно переключился на провинциальный электорат и снискал у него определенную поддержку, особенно у молодежной части.
В то же время каждое из этих объединений (ЛДПР, «Яблоко») представляло определенное идеологическое направление или, по крайней мере, идеологический нюанс (например, «Яблоко» – «социальный» вариант либерализма, в отличие от радикального либерализма ДВР). До 1999 г. могло показаться, что это – основной путь формирования российских партий.
Выборы 1999 г. со всей очевидностью продемонстрировали намерение власти заполучить контролируемое парламентское большинство. С этой целью в спешном порядке было создано «Межрегиональное движение «Единство», успешно выступившее на выборах. Ранее созданные «партии власти», движения «Выбор России» (1993) и «Наш дом – Россия» (1995) были оставлены властью за ненадобностью.
Особый способ создания «Единства» характерен сочетанием нескольких элементов: 1) наличие популярного или имеющего (благодаря точно уловленному полштехнологами общественному настроению) хорошие шансы на популярность лидера; 2) использование государственного финансового и информационного ресурса (прежде всего телевидения); 3) действующая структурная основа в виде региональной власти с находящимися под её патронажем группами; 4) опора на разветвленную структуру МЧС и, возможно, других силовых ведомств. При этом процесс «партийного строительства» идет следующим образом: с помощью полит-технологов создается смысловой образ лидера с присущими ему качествами (например, решительностью, готовностью навести порядок), который затем «раскручивается» телевидением, а региональная власть и некоторые федеральные ведомства предоставляют свои административные ресурсы.
Таким образом, в России способ создания партий сверху, исходя из прагматических интересов исполнительной власти, так называемых «партий власти», лишенных четких идеологических программ, но созданных с учетом массовых настроений избирателей, оказался самым эффективным, и скорее всего о нем не скоро забудут. Нормальные гражданские партии не способны, к сожалению, стабильно развиваться в наших условиях по многим причинам. Это прежде всего неразвитость самих гражданских отношений, а также ресурсов, которые доступны «партиям власти», амбиции их лидеров. Не случайно, в силу неинституциализированности, неорганизованности многих появившихся партий, получил распространение термин «псевдопартия».
Последние политические события показывают, что федеральная исполнительная власть стремится полностью поставить под свой контроль российскую партийную систему. Закон «О политических партиях», принятый Государственной Думой 21 июня 2001 года и одобренный Советом Федерации 29 июня 2001 года, фактически направлен на ликвидацию малочисленных партийных объединений. Согласно документу, статус политической партии, а, значит, и возможность участвовать в выборах всех уровней могут иметь только организации общероссийского значения, имеющие численность не менее 10 тыс. человек и региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ. При этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее пятидесяти членов. Закон предусматривал бюджетное финансирование всех партий, получивших на выборах не менее 3%. голосов. В документе содержится также запрет на создание региональных партий, и прописывается процедура приостановления деятельности и ликвидации партий. После выхода данного документа конфигурация нашей многопартийной системы существенно меняется в пользу «партий власти» и партий, поддерживаемых властью.
В России есть лишь несколько регионов, где законодательно утверждена пропорциональная избирательная система, представляющая намного больше шансов для партийной активности, но переход на неё, по оценкам экспертов, приведет к тому, что значительно изменится представительство в законодательных органах регионов оппозиционной КПРФ. Главы исполнительной власти не заинтересованы в введении пропорциональной избирательной системы, потому что многопартийный парламент, местное законодательное собрание – это оппозиционный парламент.
Еще один фактор развития партий — склонность избирателей голосовать за институционализированные в общероссийском масштабе партии – приводит к тому, что основная партийная активность разворачивается не на региональном, а на федеральном уровне.
Одна из прерогатив партии – выдвижение и поддержка кандидатов на выборах. В российской действительности эти права не принадлежат исключительно партиям, так как кандидаты на выборные должности могут выдвигаться инициативными группами, собраниями избирателей, органами местного самоуправления, трудовыми коллективами, отдельными избирателями, а также выдвигать себя сами. Партийные и «независимые» кандидаты и депутаты составляют команды политических игроков. Случается, что партии поддерживают «независимых» кандидатов, а члены и сторонники политических партий выступают как независимые, рассчиты-; вая на привлечение гораздо большего числа голосов, чем число их партийных сторонников.
Доля партийного представительства, т.е. доля партийных депутатов и кандидатов от общего их числа, на региональном уровне не очень велика и в то же время не является незначительной. Партийное выдвижение не влечет за собой особых преимуществ для воспользовавшегося им депутата, к тому же независимые депутаты в среднем выступают на выборах; более успешно, чем партийные.
Всё сказанное позволяет сделать определенные выводы о характере развития и функционирования партийной системы в нашем обществе.
1. Протопартии в России в начале 90-х гг. возникли преимущественно как идеологические образования на волне отрицания коммунистического мировоззрения. Из многочисленных зарегистрированных политических партий большая часть оказалась мертворожденной и существовала лишь на бумаге.
2. В силу неразвитости институтов гражданского общества, незначительности политического влияния основных социальных и профессиональных групп, т.е. групп интересов, наибольшего политического успеха достигли не те партии, которые возникли на социально-профессиональной, корпоративной или конфессиональной основе, а те, которые либо консолидировались вокруг харизматического лидера, либо организовывались сверху федеральной, региональной или бюрократической властью для решения своих прагматических проблем – победы на выборах, получения поддержки избирателей, контроля над законодательными структурами.
3. Оживление партийной жизни наступало, как правило, в период предвыборных кампаний, поскольку большая часть российских партий имеет типично кадровый характер.
4. На региональном уровне существование партий определялось наличием конфликтов внутри правящей элиты. Когда элита консолидировалась, надобность в партиях, как инструментах политической мобилизации масс, отпадала.
5. Сложившаяся многопартийная система всё более утрачивает конкурентность, её конфигурация определяется президентской властью ради получения управляемого большинства в Госдуме. Доминирует в партийной системе так называемая «партия власти». В России противоречие между политической системой с сильной президентской властью и неоформившейся партийной системой разрешается в пользу исполнительной власти. Президентская власть объективно заинтересована в крупной политической партии, которая обеспечила бы поддержку и среди избирателей, и в парламенте.
Похожие статьи