Разделы


Rambler's Top100

    Формы государственного правления

    Форма государственного правления – это способ организации верховной власти в го­сударстве.

    По формальному источнику власти формы правления делятся на монархии и республики.

    В монархии источником власти является одно лицо. Оно получает свой пост по на­следству, независимо от воли избирателей.

    Монархии делятся на абсолютные и кон­ституционные. При абсолютной монархии имеет место неограниченная власть главы государства (Саудовская Аравия, Катар, Оман). При конституционной монархии власть главы государства ограничена законом. Конституционная монархия, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую. В дуалистической монархии глава государства обладает значительной исполнительной властью (Иордания, Кувейт, Марокко). В парламентской монархии полномочия главы государства ограничены представительскими функциями. В этом случае главной фигурой в структуре верховной власти является премьер-министр.

    Монархия как форма правления сохраняется сегодня в 1/3 стран мира.

    В республике источником власти является народное большинство, и высшие орга­ны власти формируются народом. Выделяют три вида современных республик: парламентские, президентские и полупрезидентские. Они различаются соотношением полномочий законодательной, исполнительной власти и власти главы государства.

    Парламентская республика.

    В парламентской республике правительство:

    а) формируется партиями, имеющими большинство в парламенте;

    б) несет перед парламентом политическую ответственность (это означает право парламента отправить правительство в отставку).

    Президент:

    а) является номинальным гла­вой государства (т.е. его пол­номочия ограничены предста­вительскими функциями, он не имеет реальной, т.е. исполнительной, власти);

    б) избирается, как правило, пар­ламентом, а не народом;

    в) имеет право распустить парламент.

    Парламент:

    а) формирует правительство;

    б) может вынести правительст­ву вотум недоверия.

    Суть парламентской республики заключается в том, что законодательная и ис­полнительная власть принад­лежит парламенту (исполнительная власть принадлежит парламенту в том смысле, что он формирует правительство, наделяет его полномочиями).

    Президентская республика.

    В президентской республике члены правительства назна­чаются президентом и подот­четны только ему (т.е. правительство форми­руется президентом).

    Президент:

    а) является одновременно главой госу­дарства и главой исполнитель­ной власти;

    б) избирается народом;

    в) политической ответственно­сти перед парламентом не не­сет (т.е. парламент не может отправить возглавляемое президентом правительство в отставку).

    Однако сильный, обладающий исполнительной властью президент ограничен как минимум двумя существенными «но»:

    1) президенту нужна поддержка пар­ламента в вопросах бюджета;

    2) он не может распустить пар­ламент.

    Первое «но» связано с меха­низмом сдержек и противовесов, на основе которого функционирует система государственной власти в президентской республике. Меха­низм сдержек и противовесов — это, другими словами, механизм взаимного ограничения властей. Его особое значение в президентской республике обусловлено тем обстоятельством, что, в отличие от парламентской республики, где правительство формируется парламентом, здесь парламент и президент, возглавляющий правительство, имеют равный и независимый друг от друга статус. В условиях, когда парламент не может повлиять на политику правительства путем изменения физического состава прави­тельства, т.е. не име­ет права отправить правитель­ство в отставку, особое значение приобретают средства непрямого влияния парламента на по­литику правительства. Среди таких средств важнейшим является утверждение парламентом предложенного правительством проекта бюдже­та. Корректируя доходные и расходные статьи при обсуждении проекта бюджета, парламент тем самым определяет финансовые параметры политики правительства, а значит, и саму эту политику. Таким образом, процедура утверждения бюджета парламентом в президентской республике приобретает второй смысл, которого она не имеет в парламентской республике: это важней­ший элемент механизма сдержек и противовесов властей, т.е. важнейшее средство влияния парламента на правительство в усло­виях, когда парламент не может отправить правительство в отставку.

    Второе «но» связано с тем, что президент в президентской республике является одновременно главой исполнительной власти. В этих условиях роспуск президентом как главой государства парламента будет означать сосредоточение государственной власти в его руках как главы исполнительной власти. Тем самым нарушается основополагающий принцип демократии – разделение властей. В парламентской же республике президент может распустить парламент именно потому, что он не имеет реальной, т.е. исполнительной власти. Такой глава государства выступает в качестве арбитра в случае спора между парламентом и правительством, либо принимая отставку правительства и поручая лидеру другой партии в парламенте сформировать новое правительство, либо распуская парламент и назначая новые парламентские выборы. Его достоинство как арбитра при этом заключается именно в его нейтральности, незаинте­ресованности: ни в том, ни в другом случае он ничего не получает для себя лично – у него как не было реальной власти, так и не появляется;

    г) является верховным главнокомандующим;

    д) имеет право отлагательного вето на решения парламента (т.е. право возврата закона на повторное рассмотрение в парламент. Это означает, что у президента есть право утверждения законов, принятых парламентом).

    Последние две черты являются общими для президентской и полупрезидентской республик.

    Парламент:

    а) решает вопросы бюджета;

    б) имеет право вето на должностные назначения президента;

    в) вправе начать процесс им­пичмента против президента.

    Сутью президентской республики является сотрудничество законо­дательной (в лице парламен­та) и исполнительной (в лице президента) власти.

    Полупрезидентская республика.

    В полупрезидентской республике правительство:

    а) формируется совместно пре­зидентом и главой правитель­ства;

    б) несет двойственную ответст­венность: перед президентом и перед парламентом (это означает, что правом отставки правительства обладают как президент, так и парламент).

    Президент:

    а) избирается народом;

    б) имеет право распустить пар­ламент;

    в) имеет право единоличного введения чрезвычайного по­ложения, но на это время ут­рачивает право роспуска пар­ламента.

    Парламент:

    а) контролирует правительство через утверждение ежегодного бюджета;

    б) может вынести правительст­ву вотум недоверия.

    Сутью полупрезидентской республики является смешение черт парла­ментской и президентской рес­публик.

    Похожие статьи

    Метки: , , , , , , , , , , ,


Учебно-методический проект "Хрестоматия по культурологии"
Все права защищены. © 2013