Эдуар Мане, автор таких знаменитых картин, как «Завтрак на траве», «Олимпия», «Балкон» и др., вошел в искусство середины XIX в. как страстный полемист против буржуазной пошлости, мещанского тупоумия, обывательской лености мысли и чувства.
Он, как Домье и Дега, видел, сколь грубо укореняется в жизни современной Франции ледяной эгоистический расчет, как оскорбляются самые искренние чувства, самые светлые стремления, как опошляется прекрасное и в действительности, и в искусстве. Эдуар Мане был и навсегда остался тем «веселым бойцом», какого справедливо видел в нем Ренуар и который прошел свой жизненный и творческий путь, ни разу не усомнившись в том, что черным сюртукам не удастся уничтожить красоту и поэзию человека, но в то же время не игнорируя присутствия и тлетворного влияния этих сюртуков. Именно эта глубоко принципиальная позиция позволила ему сделать свое искусство необычайно углубленным, подлинно универсальным, соединяющим в себе критическое и утверждающее отношение к действительности, мудрым и человечным. Но это же обстоятельство обрекло Мане на не прекращавшуюся до конца его жизни борьбу с буржуазной публикой, на жестокую травлю, оскорбления, бойкот.
Сколько усилий потребовалось для того, чтобы доказать неоспоримые права Мане стоять в одном ряду с величайшими гениями мировой живописи. В свое время академические критики тупо недоумевали при каждом новом шаге, который совершал Мане, при каждом новом изменении его искусства. Глупцы - говорил о них в 1882 г художник. - Это было всегда моим высшим честолюбием. Никогда не оставаться на одном уровне, не повторять завтра того, что сделано сегодня, постоянно искать новый аспект, заставить звучать новую ноту. О, эта косность, все эти мастера, застывшие на одной формуле, которая приносит им ренту. Какое дело до всего этого подлинному искусству? В этих словах - гордость Мане, новатора, художника, в свое время проложившего искусству новые пути. Глубокий смысл этих слов поучителен и сегодня.