Предысторию возникновения ирландского кружева можно со всей уверенностью назвать трагической. В средине XIX века на Ирландию обрушился разрушительный голод. Известный исторический факт, который поглотил миллионы человеческих жизней, – Ирландский картофельный голод, пришелся на 1845-1849 годы. Картофель являлся основным сельскохозяйственным продуктом для Ирландии, особенно для малоземельной части ее жителей. И появление картофельного грибка, который являлся возбудителем фитофтороза, привел страну к катастрофе. Значительно вырос процент эмиграции населения в США, что по сей день является постоянной исторической особенностью развития страны. В итоге в 1851 году население Ирландии уменьшилось на 30%, и страна оказалась на грани выживания.
Для того чтобы выжить, людям был необходим дополнительный заработок. И этим заработком стало производство кружев. Торговля кружевами была выгодной. Однако производство кружев традиционными способами, плетением на коклюшках и шитьем иглой, было долгими и трудоемким процессом. А люди нуждались в средствах, и чем больших, тем лучше. В итоге мастера Ирландии изобрели новый вид кружев: имитацию популярного кружева «Розалина», которое когда-то являлось модификацией Венецианских кружев. Новый вид кружева выполнялся плетением крючком.
Изобретательницей способа плетения кружев крючком стала мадемуазель Риего де Бланкардье, отцом которой был франко-испанский дворянин, а мать – ирландка. Мадемуазель де Бланкардье придумала способ вязания кружев, напоминающих Венецианские кружева. Их можно было выполнить крючком, тем самым значительно сократить время производства. Например, на производство иглой некоторого отрезка кружева уходило порядка 200 часов, тогда как такой же отрезок кружева, но при помощи крючка, можно было создать всего лишь за 20 часов работы. В 1846 году была издана первая книга образцов ирландских кружев, выполненных крючком, и подробного описания к ним под авторством Риего де Бланкардье.
Новая технология производства кружев была относительно проста в исполнении и быстро популяризовалась среди населения. Порой плетением ирландских кружев занимались целые семьи. Отличительной чертой ирландского кружева является то, что оно не плетется единым полотном. Крючком вывязываются отдельные мотивы (цветы, розетки, листья, завитки и т. д.), которые затем соединяются в едином узоре на сетке. Такой способ производства позволил разделить труд, в соответствии со способностями. Так, каждому вязальщику отводилась своя работа: кто-то вывязывал листики разной формы, кто-то занимался цветами и розетками, у кого-то прекрасно получались завитки или другие элементы узора. А кому-то в конечном итоге нужно было создать неповторимый общий рисунок узора. Изготовление кружев было под силу любому члену семьи. Новую работу с удовольствием осваивали не только женщины, но и мужчины, дети, а также старшее поколение.
В бедных крестьянских избах идеальной чистоты никогда не было. Кружева часто пачкались, а перед продажей их неоднократно простирывали. Кто мог, тот незаконченную работу заворачивал в кусок чистого холста и убирал под кровать. Это способствовало появлению почти профессионального термина «положить работу спать».
Уже на заре производства ирландского кружева каждая семья имела свои неповторимые приемы и особенности создания узоров. Традиции мастерства ревностно охранялись членами семьи. И если кто-то чужой захаживал в гости, работу немедленно прятали, чтобы гость не видел будущее кружево - жесткие законы конкуренции!
В крестьянских семьях редко присутствовало умение собирать из отдельных мотивов готовые вещи. Поэтому вывязав определенное количество разных мотивов, семьи отправляли их в города, где в кружевных центрах работали мастера с большим опытом и талантом. Там, в мастерских, из умелых рук талантливых мастеров выходили готовые манжеты и воротники, платья, пальто и пляжные зонтики под заказ.
Изделия из ирландского кружева пользовались большой популярностью в ряде стран Европы и Америке. Дублин, Лондон, Рим, Париж, Нью-Йорк и Сан-Франциско были центрами торговли ирландским кружевом. На популярность кружева влияла мода, но спрос на него никогда не падал. Ирландское кружево пользовалось невероятной популярностью, вплоть до Второй мировой войны. А после нее предметы роскоши, в том числе и ирландское кружево, перестали пользоваться широким спросом.
В настоящее время растет интерес к рукоделию, и в частности, к производству ирландского кружева. Стимулом к действию стали не только новые дизайнерские разработки модельеров, но и красота старинных узоров. Даже невеста Крон-принца Дании на бракосочетании в 2004 году была облачена в платье нежного цвета слоновой кости, вуаль которого выполнена из ирландских кружев 100-летней давности!
Если во всем мире ирландское кружево считается элементом роскоши, то у себя на родине ирландцы называют его «кружевом помощи», поскольку благодаря производству кружева многие семьи смогли выжить. Именно под таким названием ирландское кружево вписано в историю государства.
Основная ценность ирландских кружев в том, что они остаются уникальной ручной работой. В мире давно существуют машины, которые вяжут трикотажное полотно, ткут ковры и вышивают гобелены. Но чтобы вязаное кружево увидело свет, нужен крючок и умелые руки мастера.