Первую неделю Великого Поста в Болгарии называют Тодоровой неделей, в честь Святого Тодора. Праздник Святого Тодора отмечают после Прощеного воскресенья, в первую субботу. Тодорову неделю еще называют «черной неделей». Каждый день этой недели имеет свое народное название. Понедельник – чистый, вторник – черный, среда – сумасшедшая, четверг – непоседа, а Тодорову субботу называют еще Конской Пасхой.
У болгар есть поверье, что именно в этот день, одетый в девять кожухов, верхом на коне, святой Тодор ехал к Богу просить наступления лета.
Этот день богат красивыми народными традициями. Ранним утром мужчины отправляются в конюшни, для того чтобы разгладить спины лошадей, расчесать и заплести в косы их гривы и хвосты. Коней украшали разноцветными лентами и бусами, надевали на них ожерелья из красного перца – символ плодородия. Иногда на голову лошадей надевали ароматные венки, сплетенные из дикой герани. А в некоторых селениях коней натирали благовониями.
В то время как мужчины «колдовали» над украшением лошадей, женщины занимались выпечкой обрядового хлеба. Форма хлеба была символичной: или в форме подковы, или в виде коня. Праздничный хлеб освящали в церкви. А угощали им в первую очередь коней, затем всадников. А также раздавали хлеб родственникам и соседям.
Во время подготовки лошадей к празднованию незамужние девушки и засватанные невесты поют веселые песни. В одной из праздничных народных песен поется о том, как сестра Святого Тодора помогала ему седлать коня. Девушка из шелковых рукавов своего платья вынимала золотые подковы и серебряные гвоздики для них. Сестра отправляла Тодора на подкованном коне осмотреть поля со всходами озимой пшеницы, а на обратном пути собрать букет первых весенних цветов. Из этих цветов девушка собиралась сплести венки и украсить ими свои свадебные дары, чтобы роса на цветах блестела в лучах солнца драгоценными россыпями.
После того как кони готовы к праздничной церемонии, устраивали состязания наездников, в которых они демонстрировали свою силу, ловкость и выносливость. В ритуальных состязаниях участвовали только молодые мужчины. Причем в разных селениях условия участия в таких мероприятия отличались. Где-то соревновались только женатые мужчины, а где-то – только холостые. Лошадей выводили на широкую ровную поляну, определяли главный приз и начинали соревноваться. Победитель соревнований должен был выиграть все виды состязаний. Потом, с добытой победой, выигравший наездник верхом шествовал во главе колонны участников под звуки барабанов и свирелей.
Посреди селения молодежь устраивали большое хоро, в центре которого находились виновники торжества – кони и их всадники. Затем люди перемещались к дому победителя соревнований, а он ехал впереди на гарцующем скакуне. У входа в дом его должна была встречать невеста или супруга. Именно она должна поднести победителю белый котелок с родниковой водой или вином. В этот день веселье в доме победителя длилось до самого утра. Старшее поколение отвечало за праздничное угощение и напитки, а молодежь пела песни, танцевала и веселилась, развлекая старших.
С Тодоровым днем связано поверье: если девушка в этот день вымоет волосы, то они будут расти красивыми густыми и блестящими, как гривы и хвосты лошадей. Среди девушек, вышедших замуж прошлой зимой, проводилось традиционное соревнование по выпечке обрядового хлеба. Нужно было выпечь свой хлеб раньше других и отнести его к условленному месту - в часовню или на церковный двор. Невестки подносили праздничный хлеб своим свекровям, приложив ко лбу белое полотенце, три раза низко кланялись. Этим ритуалом заканчивался период «говения» - молчания. Он мог продлиться от нескольких дней, до нескольких месяцев. Говением невестка отдавала дань уважения своей свекрови.
В Болгарии Тодоров день – один из трех праздников Великого Поста. Именно в этот день незамужние девушки в праздничном убранстве выходили за околицу и веселыми песнями, танцами, шутками прогоняли зиму, призывая весну.