Комоедица – это старинный народный славянский праздник, его еще называют медвежьим праздником. Отмечают его в день весеннего равноденствия. В Белоруссии его тоже отмечают, и называется он здесь Камаедзица. Комоедица считается полным аналогом Масленицы, и даже его версией с языческих, дохристианских времен. Сегодня дату празднования Комоедицы передвинули с его законного места, дня весеннего равноденствия, из-за Великого Пасхального Поста.
Ранним утром праздничного дня люди поднимались на капище, которое находилось на самом высоком месте, на участок, где земля уже подсохла. На капище и на перекрестках дорог рассыпали зерно. Это старинная традиция, которая помогала отвлекать злых духов, принимающих вид сорок. Сороки увлекались рассыпанным зерном и не мешали веселиться.
Главным угощением на Комоедицу были, конечно, блины – румяный и золотистый символ солнца. А также пироги с разной начинкой. Празднующие запасались овсяным киселем, хмельным медом и квасом. Пятую часть угощений ставили возле Священного Огня. Ей суждено было сгореть, чтобы «угостить» души предков. При подношении угощения к Священному огню распевали ритуальные песни.
Песнями сопровождалось и водружение на капище соломенного чучела зимы. Его называли Марена.
Затем начиналось праздничное пиршество с блинами. Но первый блин был комам! Ком – медведь, то есть, комам в смысле медведям. А старинное название медвежьей ягоды, именуемой ныне ежевика, – команика. Имелось в виду, что первый блин относили в чащу леса, так как он был подношением медведю. Бытует мнение, что именно этот старый языческий славянский праздник является объяснением популярной поговорки «первый блин комом». Теперь становится понятно, что смысл ее совсем не в том, что первый блин не получился!
К вечеру зажигали Священный Огонь, и веселье продолжалось. Пели гимны во славу богов и предков, водили хороводы. Естественно, этот праздник не обходился без шумной забавы – прыжков через костер. Затем следовал ритуал омовения талой водой от последнего снега.
Сжигали и чучело Марены, а вместе с ним и скопившийся за зиму мусор и старые ненужные вещи. Марена горела, а участники праздника приговаривали: «Сгорела Марена, она всем надоела!»
Прославляли Великого Бога Ярилу. Распевали хвалебные песни. В его честь скатывали с горы зажженные колеса, символы солнца, яркого и горячего. И приговаривали, чтобы колесо с горы катилось, да с весной воротилось.
Перед завершением праздника совершался обряд пробуждения медведя. Конечно, настоящего косолапого никто не тревожил. Роль медведя играл ряженый мужчина. Он прятался в специально приготовленной яме, засыпанной валежником. В руках с зажженными головнями участники праздника пели шуточные песни вокруг ямы, дразнили медведя, бросали в него снежки. Считалось, что с пробуждением медведя от зимнего сна просыпается и природа, готовясь встретить весну.
Праздник завершал ритуал взаимного прощения, люди одаривали друг друга подарками, целовались в обе щеки и низко кланялись.