Есть в Дагестане еще один район, где производили потрясающую керамику. Изделия мастеров керамического дела села Джулии могли смело соперничать в качестве с балхарскими изделиями. Вот только у джулинской керамики более изящные формы, которые, скорее, напоминают античные амфоры. И рисунок у них более элегантный, с плавными линиями. Джулинские мастера наносили на свои изделия орнамент кусочком войлока и располагали рисунок по центру изделия.
Табасаран, к которому относится село Джулии, богат лесами. Поэтому обжигают керамические изделия здесь при помощи дров. Благодаря этому получается равномерный обжиг, а изделие приобретает розовый оттенок. В Табасаране гончарным искусством занимались мужчины, а женщинам могли лишь изредка доверить наносить орнамент. На сегодняшний день мастеров гончарного дела в Джулии практически не осталось.
Важное значение во все времена отводилось орнаменту на керамических изделиях. Некоторое сходство элементов орнамента наблюдалось между всеми мастерами, потому то начертания древних символов и знаков оставались неизменными. Однако у каждого мастера была своя неповторимая манера росписи. По рисунку на керамическом изделии можно было определить, не только то, в каком районе страны оно было изготовлено, но и в каком селе, и кто его непосредственный творец.
Центром поливной керамики Дагестана является Дербент и прилегающие к нему лезгинские села.
Лезгины могут гордиться древностью своего гончарного искусства. В селе Кала уже в XII веке производили бирюзовую расписную керамику. На месте разрушенной Тамерланом в XIV веке крепости Капчугай были найдены остатки бирюзовой калинской керамики.
С пришествием могноло-татарских завоевателей прекратилось изготовление калинской бирюзовой керамики, так как вражеские войска полностью уничтожили селение Кала. Однако с XV века производство поливной керамики возродилось. И его рассвет приходится на XVIII век. Центрами производства поливной керамики к тому времени стали селения Еникет, Испик и Мюгюч. Работы мастеров керамики этих селений отличались высоким художественным исполнением. Тарелки и кувшины, миски, блюда и прочая керамическая посуда из поливной керамики украшалась росписью, штампованными или налепными декоративными элементами. При художественной отделке керамических изделий часто прибегали к изображению элементов окружающего мира: растений, животных, птиц. И конечно, наносились знаки, имеющие ритуальное или магическое значение. Изготовление гончарной посуды в Южном Дагестане - исключительно мужское ремесло. Женщин могли допустить к росписи готовых изделий только в редких случаях.
От балхарской лезгинскую керамику отличал способ изготовления. Лезгины использовали ножной гончарный круг. Готовые изделия высушивали и полировали гладким камнем. Затем производили обжиг в купольной печи, построенной из сырцового кирпича.
Основой поливы для керамической посуды служил свинец. Пережженный на сильном огне свинец разбавляли яичным белком и водой. Таким составом покрывали мелкую посуду. Для полива крупных изделий в поливной состав добавляли нефть. Узор на сосудах в основном представлял собой соединение солярных знаков и геометрического орнамента. Мастера керамики Испика в позднем Средневековье в свинцовую поливку стали добавлять разные элементы: окись хрома, меди, марганца, железа. К большому сожалению, до нашего времени этот промысел не сохранился. А вот изделия, созданные мастерами тех времен, можно встретить в музеях.
Поливную керамику производили в селении Сулевкент вплоть до середины XX века. Гончарное искусство здесь считалось мужским ремеслом. Сулевкентцы часто уходили с насиженных мест, но промысел свой не бросали. Так, в большинстве городов Северного Кавказа открывались гончарные мастерские. Мастера в изготовлении посуды из глины придерживались традиций того селения, в которое они приходили. В скором времени для поливки керамических изделий стали использовать прозрачную свинцовую эмаль. Сулевкентская керамика имеет терракотовый цвет черепка. Элементы декора были лепными, штампованными и процарапанными. Единственным видом керамических изделий, которые служили только для украшения жилища или как домашний амулет, были очень красивые тарелки. Они отличаются неповторимой по красоте поливой и декоративным рельефным узором. До сих пор не известно, мастерам какого селения принадлежат эти шедевры. Но к середине XX века сулевкентцы были переселены, и их промысел прекратил свое существование.
Неполивная керамика болхарских мастериц существует до сих пор. Женщины гордятся своими работами и гордо отвечают, что не перестают радоваться каждому новому дню, когда из-под их умелых рук выходят неповторимые керамические изделия. Работа льется как песня, и мастерицы действительно напевают во время производства. От того, о чем песня, будет зависеть и узор на посуде. Горы отразятся в уголках и квадратах, реки и озера – в плавном изгибе волны в узоре. В цветовой гамме рисунка можно увидеть блики солнца, темную синеву дождевого неба и багрянец опавшей листвы.
Дагестан – страна с богатой историей и культурой. Для любого туриста здесь найдутся увлечения по душе. Не оставят равнодушными никого памятники древней архитектуры и природные пейзажи сказочной красоты. Для любителей современного отдыха есть горнолыжная база «Чиндирчеро», которая носит название горы, на которой и находится. А название обозначает «гора, с которой стекает вода». Это место активного отдыха пользуется большой популярностью, не даром его называют «Вторым Куршавелем»! Возможно, недалеко то время когда о дагестанских мастерах керамического искусства слава разойдется далеко по миру вместе с керамическими изделиями, которые туристы будут увозить с собой на память об этой удивительной стране.