Использование природных материалов для создания предметов быта для дагестанцев давно стало обычным делом. Большинство ремесел на протяжении веков, благодаря труду мастеров, было доведено до совершенства. Например, гончарное искусство. Глина – совершенно непривлекательный природный материал. А в руках мастера из нее рождаются настоящие произведения искусства, в которых раскрывается богатый внутренний мир народа и тесная связь с природой.
В Дагестане керамическое дело является одним из самых древних видов ремесел. Его истоки тянутся из эпохи неолита. Самые древние образцы керамики, обнаруженные на территории современного Дагестана, относятся к VI-V тысячелетию до н. э.
Образцы керамики, относящиеся к III-II тысячелетию до н. э., имеют более тонкие стенки и простой декор, представляющий собой тонкие процарапанные линии и элементы лепки.
Настоящая революция в гончарном производстве произошла примерно три тысячи лет до н.э. А причиной тому стало появление гончарного круга и достижения высокого качества изделий за счет обжига.
С наступлением железного века стали изготавливать сферические сосуды большого размера. Эти сосуды часто украшали лепным узором и использовали для хранения жидкости и зерна.
Эпоха раннего Средневековья стала началом образования на территории Дагестана центров гончарного производства. Причем во многих областях и до сегодняшнего времени сохранились секреты и традиции изготовления составов керамических масс, а также техника художественной росписи.
С приходом арабов в Дагестане начался новый виток торговых отношений. Вследствие чего стало совершенствоваться и гончарное искусство. Ремесленники стали изготавливать предметы быта с учетом потребностей и художественных пристрастий разных народов. Ведь предметы быта всегда были товаром активной торговли.
Дагестанскую керамику условно делят на два вида: неполивную и поливную.
Неполивная керамика считается более древней по происхождению. Основными центрами производства неполивной керамики являются Балхар, Джулии, Кахуль и Эндери.
В селении Кахуль глиняную посуду изготавливали самым примитивным образом. Этому району принадлежит первенство в изготовлении гончарной посуды, но без гончарного круга и со слабым обжигом на костре. По мере того как жители этой местности перебирались жить из горных районов в равнинную местность, их гончарный промысел перестал существовать.
Мастера аула Балхар сохранили традиции гончарного искусства древних мастеров. Керамические изделия балхарских мастеров уже в начале нашей эры пользовались спросом во всем Дагестане, даже в тех областях, где был налажен свой гончарный промысел. Продукцию балхарских мастеров керамических дел ценили за высокую прочность, отличные декоративные качества, за изящество форм и тонкие стенки посуды. А еще за форму сосудов, соответствующую их предназначению и функциональности. Однако примечательно то, то гончарным делом в Дагестане занимались женщины.
Кроме прочности при изготовлении керамической посуды была важна еще и тонкостенность. Ведь чем тоньше стенки посуды, тем она легче. Сосуды с тонкими стенками и широким дном, то есть, устойчивые, пользовались повышенным спросом. В них хранили запасы пресной воды и зерна. Хороши были кувшины и миски для умывания, а также тарелки и миски для сервировки стола.
Одним из главных декоративных достоинств балхарской керамики являлась ее самобытная и оригинальная роспись. Изделия могли быть выполнены в одном цвете или в нескольких. Но общим у них было одно: на любом виде керамической посуды присутствовало филигранное кружево, выполненное в белом цвете.
История селения Балхар уходит далеко вглубь веков. Как и представители других районов, жители Балхара тоже меняли место своего поселения. И получилось так, что из-за сурового климата единственным способом зарабатывания средств для существования у них стало гончарное искусство.
В современном Дагестане Балхар стал единственным действующим центром гончарного искусства. Здесь есть своя легенда о начале гончарного промысла. В ней говорится о том, как сидя на берегу озера один бедняк по имени Калкуччи размышлял о смысле своей жизни. Так он сидел до тех пор, пока в поле его зрения не попала стайка местных ребятишек, которые с удовольствием лепили что-то из глины на берегу. Калкуччи захотелось и самому что-нибудь смастерить из глины, и творением его рук стал красивый кувшин. Затем он обучил искусству изготовления посуды из глины и своих односельчан. Вот только у женщин посуда получалась более красивой и изящной. Поэтому гончарным промыслом в ауле стали заниматься именно женщины. Именно так, согласно легенде, было положено начало производству знаменитой Балхарской керамики.
В росписи балхарской керамики есть геометрически узоры и рисунки, обозначающие символы плодородия. До сегодняшнего дня мастерицы гончарного дела свято чтят традиции росписи посуды, передают секреты от поколения к поколению и практически никогда не изменяют даже самых незначительных элементов рисунка и формы посуды.
Во многих сегодняшних селениях Дагестана можно увидеть женщину, идущую к ручью по воду с металлическим кувшином. Но только не в ауле Балхар. Здесь, как и в древние времена, воду приносят в глиняных кувшинах. И это служит предметом гордости селян.
С древних времен аул Балхар прославился своими керамическими изделиями не только во всем Дагестане. Громкая слава о мастерицах гончарного искусства из этого селения звучала на весь Кавказ. На сегодняшний день изделия балхарских мастериц представляют большую ценность и являются достопримечательностью Дагестана, а также национальной гордости. Уникальность этой керамической посуды не только в ее неповторимых формах и оригинальном рисунке, но и в качестве глины. 15 видов глины с разными химическими показателями добываются тут же, рядом с аулом. Балхарские изделия отличает техника их исполнения – наращивание жгутом. Затем подсушенное изделие с нанесенным рисунком отправляется в древнюю печь для обжига. Для поддержания температуры в печи сжигают хворост и местный кизяк. Сегодняшние мастера изготавливают посуду среднего и мелкого размера. Хотя здесь все еще можно встретить шедевры величиной в человеческий рост. Балхарские мастера еще с древних времен изготавливали не только предметы домашнего обихода, но и керамические игрушки с яркой росписью, которые всегда пользовались особой популярностью. Современные мастера здешних мест тоже преуспели в деле изготовления керамической игрушки.