На территории Древней Руси ножами из металла пользовались издревле. А вот использовать их как оружие стали позже. Первое упоминание об этом датируется концом девятого века. В письменах арабского писателя Ибн-Фаллана говорится о том, что каждый русский воин был вооружен секирой, мечом или ножом. На основании этого можно сделать вывод, что нож на Руси – одно из самых древних оружий наших предков.
Ножи подразделялись на три вида. Поясные – обоюдоострые ножи, носились в ножнах и крепились при помощи специального крюка, прикрепленного к ножнам. Засапожные – ножи с закривленным клинком. Их носили за голенищем сапога правой ноги, а название таких ножей - «шлак» говорило об их восточном происхождении. Подсаадашные ножи были длиннее и шире поясных и засапожных. Они заострялись только с одной стороны, а лезвие таких ножей изгибалось вверх. Такие ножи носились немного ниже саадака (колчана со стрелами и лука) и дополняли полное вооружение всадника.
История ножа как предмета вооружения положена мастерами-оружейниками, которые свято чтили свои обычаи и традиции в изготовлении оружия. К шестнадцатому веку у российских оружейников имелась своя уникальная манера изготовления ножей, не похожая на восточную и европейскую школу. Тульские мастера кузнечного дела могут похвастать ножами не только как оружием, но и как произведениями искусства.
Предметы оружия тульских мастеров по художественной ценности можно разделить на несколько категорий. К первой категории относится оружие с использованием золотой или серебряной насечки и с применением травленого орнамента. Технология травления заключается в том, что на изделие наносится состав, который устойчив к воздействию кислоты. Затем на этот слой острым предметом наносится орнамент, после чего изделие заливают соляной кислотой. По прошествии определенного периода времени изделие вынимается из кислоты и защитный слой с его поверхности удаляется. После чего на изделии остается рисунок. При необходимости рисунок дополнительно углубляли и наносили слой амальгамы – смесь золота и ртути. При прогреве в горне ртуть испарялась, а золото прочно приставало к рисунку. Такая же техника наводки использовалась при нанесении серебра или меди.
Техника насечки рисунка появилась в пятнадцатом веке. На поверхности металла орнамент высекали в виде мелких зарубок. После чего по контуру рисунка посредством молотка наносилась золотая или серебряная проволока. Перед нанесением проволоку предварительно разогревали, после чего изделие шлифовали.
Ко второй группе можно отнести предметы оружия оборонного производства. Для украшения таких ножей и кинжалов использовали рельефный орнамент, который был выступающим за счет того что его «выдавливали». В большинстве случаев основной фон рисунка покрывали позолотой. А основными элементами узора были переплетенные с листьями стебли, завитки и раковины.
Для оружия, представляющего большую художественную ценность, требовались и соответствующие ножны. А изготавливали такие ножны из материалов высоко качества: отполированной кожи ската, выкрашенной в зеленый цвет; бархата с изысканным шитьем золотом или серебром.
В третью группу вошло оружие с орнаментом, выполненным в виде маленьких цветов, сплетенных в венки. При изготовлении этого оружия использовались разные техники: насечка, гравировка, пайка, чеканка и художественное литье. В создании ножей и кинжалов, модных во время кавказской кампании, для изготовления ножен и рукоятей, мастера пользовались медью, латунью и оловом.
Четвертая группа изделий представлена в технике «диамант». Тульские мастера в совершенстве овладели техникой превращения стальных шариков в сверкающие гранями камни, имитирующие драгоценные. Порой на заготовку наносилось до 86 граней. Такая огранка называлась «королевской». Формы граней были самыми разными: простые, фантазийные, овальные, «маркизы» и даже те, которые не применяются в ювелирном деле. Размеры ограненных шариков находились в пределах от половины миллиметра до пяти миллиметров. Процесс их изготовления был трудоемким, поэтому, соответственно, изделия немало стоили. Их выполняли на заказ, для подарков или подношений. Недаром считалось, что изделия тульских мастеров стояли на одном уровне с европейскими и восточными ножами и кинжалами, а в отдельных случаях и превосходили оных по качеству стали, по изысканности рисунка и по способу изготовления.
Но все-таки радостно, что мастерство изготовления холодного оружия тульскими мастерами не утрачено и до наших дней. И сегодня на разных выставках, как в России, так и за рубежом, можно встретить неповторимые работы русской школы мастеров. Мало того, мастерство русских оружейников не утратило своих позиций, но и развивается. И сейчас, как и в далекие времена, ножи и кинжалы ручной работы с художественно оформленными рукоятями и ножнами являются дорогим подарком для настоящих ценителей.