На территории современной Англии, Ирландии, Шотландии в далекие времена жили племена кельтов. Язычество этих племен со своей интересной культурой, традициями и обычаями не утратило своей актуальности и с приходом христианства. Как ни старались христианские отцы, но все же некоторые языческие традиции и обряды со времен древних кельтов проводятся до сих пор. Например, праздник Самайн.
Самайн был одним из главных кельтских праздников. Отмечали его в ночь на первое ноября. Этот праздник ознаменовал окончание лета и переход природы к зиме. Еще Самайн называют Кельтским Новым Годом. А из-за даты путают его с Хеллоуином. Считается, что в Самайн граница между миром живых и миром потусторонних сил практически исчезает, а божества приходят на землю в самых разных обликах. Однако наряду со светлыми силами из потустороннего мира приходили и представители злой силы. Поэтому самые значимые сражения между силами зла и героями, описанными в мифах и легендах, происходили именно в Самайн.
Последний день выпаса скота и сбора урожая приходился на 31 октября, поэтому Самайн был двойным праздником. С одной стороны в этот день праздновали окончание полевых работ, с другой стороны приход зимы. В Самайн делались запасы на зиму: распределяли сельскохозяйственную продукцию, осмотрев скот, решали, какой оставить на будущий год, а какой забить для приготовления зимних запасов. Самайн был также днем платы податей владыке и днем подношения продуктов труда друидам для жертвоприношения. Только представьте: существовал странный обычай, по которому в Самайн могли свергнуть существующего правителя, если он за время своего правления чем-то не угодил знати. Правителя могли сжечь его вместе с его домом, или утопить в бочке с вином. Варвары!
Самайн был также днем почитания мертвых. А люди, умершие в этот праздник, считались нарушителями своих «гейсов» - личных запретов. Нарушил запрет – боги тебя призвали к ответу.
Главным ритуалом Самайна было разжигание костров. Огни Самайна считались живыми и чудотворными. Им приписывалась способность защищать от ведьм и нечистой силы. Поэтому к праздничному костру подносили младенцев и прогоняли возле него скот. Часто в этот день приносили жертвоприношения, в том числе и человеческие. Но с течением времени от этого отказались. Вместо убийства жертвы появился ритуал перепрыгивания жертвы через костер. Возможно, отсюда и пошли обычаи прыжков через костер в разных странах на разные праздники. По окончании праздника зажженную от живого огня Самайна лучину приносили в дом и бросали в очаг, чтобы в доме всегда горел священный огонь, защищая семью от напастей.
Когда заканчивалась торжественная часть праздника и жертвоприношение, начинались гуляния. Звучала веселая музыка, люди танцевали и играли в игры. И, конечно, накрывались пышные столы. На праздничном столе в Самайн обязательны присутствовала свинина и колбаса, рыба и свежее сливочное масло, свежевыпеченный хлеб, молоко и пиво. Считалось, что если человек хорошо погулял на пиру в Самайн, то он становится недоступным для злых сил. А также Самайн был последним днем, когда можно было вдоволь покушать, ведь зима долгая и до нового урожая очень далеко. Поэтому придется экономить.
Языческий праздник Самайн выдержал нашествие христианства. Историками официально доказано, что при ирландском дворе в XII веке Самайн все же праздновали, причем в течение первых трех дней ноября, соблюдая все традиции. Хотя с течением времени смысл праздника Самайн постепенно терялся. К этому приложили руку христианские отцы, говоря о празднике как о сатанинском культе.
Но интерес современников к кельтской культуре постепенно возрождает многие забытые традиции и обряды. В их числе и праздник Самайн. Может и сегодня кто-то отмечает Самайн с максимальным соблюдением традиций - где-то за городом жгут костры и прыгают через них. Но, и в городских условия можно погулять в Самайн. Большинство ночных клубов именно к этому празднику разрабатывают специальную развлекательную программу. То есть предлагают всем желающим послушать национальную музыку, посмотреть выступление танцевальных ирландских коллективов и, конечно, попить ирландского пивка.