Античность более Греция, нежели Рим. Для римской культуры характерно заимствование и тиражирование, например греческих статуй.
Греки
|
Римляне
|
1. Спортивные игры, преследующие своей целью славу, известность. |
1. Игры с военно-утилитарными целями, развлечения считались не совсем достойными, даже гладиаторские бои. |
2. Знания. Самоценность, любознательность, созерцательная жизнь, не связанная с утилитарными соображениями. Лучшая форма жизнь, ибо она посвящена познанию и поиску истины высшему виду творческой деятельности. |
2. Философствование – праздное занятие. Обладали практически-рассудочным складом ума. Заниматься нужно прежде всего хозяйством, а не философией, отсюда успехи в политике и юриспруденции. |
3. Оригинальная и богатая мифология. |
3. Заимствовали даже не систематизируя. |
4. Театр. Комедии и трагедии. |
4. Натуралистическое восприятие жизни, предпочитали цирк. Цель искусства развлечение и наслаждение. |
5. Мечтатели и теоретики. Занятие отвлеченными проблемами. Ручной труд постыден. Преимущество в науках и искусствах. |
5. Реалисты и практики. Даже заимствуя греческую философию взяли в основном ее практическую часть «учение о нравственности и государстве». Римляне казавшиеся менее интеллектуальными завоевали и эллинов. «Власть над миром». Достигнув цели Рим пришел в упадок. Что породило скепсис и гедонизм. |
6. Не сумели преодолеть партикуляризм, и полисную систему. |
6. Римляне народ государственный. Более того, имперский. Завоевали все средиземноморье создав своеобразное общество массового потребления «хлеба и зрелищ». |
7. Мир – «космос» одушевленное, живое, прекрасное, сферическое тело, населенное богами и людьми. Телесность и пластичность |
7. Мир – государство. Он более чужд человеку. |
8. Пластика. Мир доступен и понятен. |
8. Аллегории и символика. |
9. Полис и космос. |
9. Индивид и государство. |
Ни у греков, ни у римлян никогда не было понятия гомосексуальности. Само слово гомосексуализм появилось в 1869 году, слово «гетеросексуализм» возникло в 1890 году. Они не делами между ними различий, они различали – активность и пассивность. Они противопоставляли фаллос всем отверстиям. В Греции гомосексуальные отношения были ритуалом социальной инициации: передаче ребенка из гинекея в мужские руки. В этом процессе взрослый наделял мужественностью ребенка. Они никогда не менялись ролями, за это грозило серьезное наказание. Появление растительности на теле проводило границу между двумя сексуальными позициями: активные и волосатые принадлежали городу (полису), пассивные и безволосые гинекею. Нельзя было вожделеть к носящему бороду, красиво и желанно, только то, что безволосо. Римляне не знали подобного противопоставления. У них существовало: оргия, словесная политическая непристойность, противопоставленная целомудрию матроны покровительницы касты и ее представителей, и покорность рабов. Римская сексуальная мораль бала жесткой, уставной и активной особенно у мужчин. Запрет на пассивность для мужчин во всяком возрасте, владычество и насилие, кто обладает более низшим статусом. Наслаждение не должно разделяться с объектом наслаждения лишь тогда оно добродетель. Любовь в браке триумф разврата.